Финансы

перспективы

Налоговая реформа грозит поссорить Кабмин, МВФ и депутатов

8691
Налоговая реформа грозит поссорить Кабмин, МВФ и депутатов

Техническая миссия МВФ по пересмотру программы кредитования Украины завершила свою работу 20 ноября.

Однако окончательного понимания относительно налоговой реформы и бюджета на 2016 год ни у кого пока нет. Фонд ограничился лишь пресс-релизом с общими фразами о «продвижении взаимных договоренностей», но в Министерстве финансов заверяют, что миссия на техническом уровне согласовала правительственный вариант всех реформ в рамках бюджетного процесса.

Кабмин начинает консультации с парламентом, где у большинства пока что полное неприятие предложений Минфина. При этом на кону — транш от МВФ и финансовая помощь европейских партнеров.

Без конкретики

Работа технической миссии Международного валютного фонда в Украине завершилась. Пробыв здесь менее 10 дней, представители МВФ смогли заявить лишь о том, что значительная работа на техническом уровне способствовала продвижению взаимных договоренностей. В пресс-релизе, который носит достаточно общий характер, уточняется, что речь идет о планируемой налоговой реформе и ее последствиях для бюджета на 2016 год.

«Теперь важно, чтобы правительство представило парламенту бюджет, который согласуется с целями программы по дальнейшему сокращению бюджетного дефицита и госдолга до более безопасного уровня, и парламент принял его», — отметили в МВФ.

Отсутствие конкретики еще больше усложняет ситуацию. Окончательного понимания ни в отношении налоговой реформы, ни касательно проекта госбюджета-2016 с идеями по сокращению расходов как не было, так и нет.

«В плане налоговой реформы МВФ говорит об одном недостатке: мы между собой не договорились (Минфин и депутаты, — ред.). И Фонд разводит руками, — рассказала глава парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, соавтор альтернативной версии налоговых изменений Нина Южанина (БПП). — Они слышат две позиции. И прогресс уже в том, что слышат позицию депутатов».

По словам члена комитета Татьяны Остриковой («Самопомич»), в прошлую пятницу утром миссия МВФ встретилась с четырьмя представителями ее фракции.

«Мы донесли позицию, что не можем наладить диалог с Минфином, провели параллели с США: сложно себе представить, что Минфин может скрывать проект бюджета от Конгресса. Нынешняя ситуация еще хуже, чем при Азарове», — заявила Острикова.

По ее словам, депутаты хотят быть участниками процесса и все еще рассчитывают на совместную работу с представителями правительства.

«Мы хотели показать, что мы не популисты, а хотим работать и для этого нам необходимо иметь тот объем информации, которым располагают Минфин и МВФ. На сегодняшний день мы не знаем, какие макроэкономические показатели закладываются в бюджет. Мы не должны догадываться: речь идет об утвержденных на Кабмине показателях или нет, мы хотим их видеть», — подчеркнула Острикова.

Представители миссии МВФ рассказали депутатам, что проект бюджета на следующий год будет подан через несколько недель. На согласительном совете глав парламентских фракций вице-премьер Вячеслав Кириленко уже заявил, что правительство готово будет передать законопроект, начиная со 2 декабря.

«Продолжаются дискуссии вокруг новой налоговой системы. Это основной и, по сути, единственный сдерживающий фактор, который не позволяет правительству внести государственный бюджет на 2016 год в парламент», — уточнил Кириленко.

В министрах согласья нет

Нет полного согласия и в правительстве. «Ни на одном заседании Кабмина проекты бюджета и изменений в Налоговый кодекс пока не обсуждались. Пока рано говорить, что есть консолидированная позиция правительства. К концепции Минфина, судя из моих разговоров с членами правительства, есть существенные замечания. Идут встречи, совещания, проводятся дискуссии, но окончательного текста законопроекта пока еще нет», — объяснил министр социальной политики Павел Розенко.

Отсутствие единой позиции даже среди членов правительства дает повод говорить о провальных результатах по итогам работы миссии.

«Международный валютный фонд считает, что вместо реформ мы занимаемся авантюрами. Еще в октябре мы выполнили практически все требования МВФ для получения третьего транша, но тут появился законопроект Южаниной, что, мягко говоря, возмутило Фонд, — рассказал источник в Кабмине. — Президент разговаривал с Кристин Лагард (глава МВФ, — ред.) и уговорил фонд вернуться в ноябре, пообещав, что мы покажем сокращение расходов. Они приехали, Минфин показал сокращение, миссия пошла к профильным министрам. А министры вообще не знали о таких предложениях Минфина и заявили, что такие сокращения с ними не согласовывались. На этой „веселой ноте“ миссия МВФ развернулась и уехала снова».

Напомним, первый раз Фонд прервал свой визит в октябре, по официальной версии, до окончания выборов в местные органы власти.

Ситуация с планом сокращения расходов говорит о том, что до сих пор не найдены компенсаторы. Даже под вариант налоговой реформы от Минфина, который предполагает увеличение дефицита бюджета на 60 млрд гривен.

«Не будет компенсаторов — не будет и одобрения от МВФ. А компенсаторов нет. Ищут и пока не находят. Это дефицит по сведенным госфинансам. А в госбюджете 95 млрд гривен не в балансе», — уточнил собеседник, знакомый с ходом переговоров Минфина и МВФ.

В свою очередь, Павел Розенко рассказал, что Фонд рассматривает два варианта развития событий: Украина идет путем реформ, четко зафиксированных в предыдущих меморандумах (на этом он и настаивает) или правительство и парламент берут ответственность, принимают налоговые изменения, но тогда с четким сокращением расходов бюджета на сумму около 60 млрд гривен.

Основные статьи расходов — это социальная сфера, образование, медицина и оборона. На сохранении финансирования обороны настаивает президент, и бюджетный запрос на 100 млрд гривен, поданный СНБО, скорее всего, будет удовлетворен.

Суть реформы по сокращению расходов в сфере медицины в следующем: отойти от содержания сети медучреждений к оплате услуг. Врачи будут получать зарплату в зависимости от количества пациентов. Предполагается и оптимизация количества больниц и поликлиник. Экономия здесь может составить 5 млрд гривен, время на реализацию — полгода.

По принципу оптимизации Минфин планирует сокращать расходы и в сфере образования. Кроме прочего, в частности, предполагается максимальная децентрализация, то есть передача функций финансирования на места. Из центрального бюджета будут выделяться средства только на высшее образование по госзаказу. Объемы финансирования на научную деятельность (сейчас работают шесть академий наук, расходы на которые составляют около 6 млрд гривен, — ред.) будет определять Минобразования. По нынешним правилам, все АН самостоятельно формируют свои бюджеты.

Сокращение госрасходов в соцсфере предполагает объединение четырех соцфондов в один-два. По оценкам Минфина, экономия здесь может быть на уровне 3 млрд гривен, однако Павел Розенко подсчитал, что сэкономить удастся не более 200-300 млн гривен.

«Функции выплаты пенсий остаются, выплаты безработным, по временной потере трудоспособности — также сокращать нельзя. Больничные листы кто-то же должен администрировать? Это же люди должны выполнять, так какое сокращение на 2-3 млрд гривен может быть?» — спрашивает он.

По мнению министра, объединение всех фондов, ни к чему хорошему не приведет, а только дезорганизует систему социальной помощи и усилит недовольство людей деятельностью власти.

«Просто сложно себе представить, как Пенсионный фонд со своими колоссальными проблемами будет еще заниматься трудоустройством безработных или выплатами „декретных“. Такого нет нигде в мире. Так почему надо ставить эксперименты на украинцах?» — возмутился Розенко.

В Минфине рассчитывают на значительную — до 5 млрд гривен — экономию за счет верификации получателей соцпомощи на основании оценки финансово-имущественного состояния граждан. При этом все данные должны быть максимально централизованы. На начальном этапе в Минфине могут предложить использование банковских технологий проверки клиента посредством телефонной верификации.

Кроме того, МВФ настаивает на глобальной пенсионной реформе, а она среди прочего предполагает повышение пенсионного возраста. Поддержки таким идеям нет, тем более требованиям, предполагающим пересмотр возраста выхода на пенсию. Чуть ли не единственное на что пока может согласиться Минсоцполитики — это сохранение нормы 2015 года по ограничениям выплат работающим пенсионерам-госслужащим.

Среди дискуссионных предложений — снижение ставки единого социального взноса. Для минимизации потерь Пенсионного фонда ставка должна быть не 20%, а в пределах 30-35%. Тогда доходы соцфондов составят 240 млрд гривен. И это при условии детенизации.

Во имя транша

Со своей стороны, министр финансов Наталья Яресько заявила, что дискуссия с МВФ для завершения второго пересмотра программы EFF оказалась конструктивной.

«Правительство и миссия на техническом уровне согласовали проект налоговой реформы Минфина и ее влияние на проект бюджета-2016», — уточнила министр.

Для завершения пересмотра программы сотрудничества в парламент должны быть поданы, а депутатами приняты проекты налоговой реформы и бюджета. Структурный «маяк», напомнила Яресько, — это сокращение дефицита сводного бюджета до 3,7%.

Только после этого совет директоров МВФ, по мнению представителей правительства, может ставить вопрос о предоставлении третьего транша. «Важен не только баланс бюджета, но и подходы», — заявил источник в Кабмине.

По его словам, МВФ против каких-либо налоговых льгот. «В Украине же сложилась ситуация, когда можно заниматься фиктивными поставками зерна, квалифицировать себя, как аграрий и иметь нулевую ставку НДС. А реформа комитета сохраняет льготный режим, прописывая порог для аграриев, которые могут остаться на упрощенной системе», — объясняет он.

С другой стороны, парламентарии откровенно не приемлют реформу от Кабмина. Пока ее нет, депутаты имеют возможность обсуждать комитетскую, называя ее «достаточно неплохой» и «дающей толчок экономическому развитию».

Нина Южанина даже попросила спикера Владимира Гройсмана поставить законопроект для рассмотрения в первом чтении уже в этот четверг, так как до конца года осталось всего две сессионные недели, а принимать масштабные изменения пакетом в канун нового года в ВР не хотят.

"Я просила, но поставят ли на четверг, не знаю, — многое зависит от Гройсмана. Он понимает остроту вопроса и ситуацию, которая сложилась в стране«,- отметила она.

На кону — транш от МВФ и финансовая помощь от европейских партнеров общим объемом около 4 млрд долларов. Поэтому правительство уже начало консультации с депутатами. Вчера вечером завершилась встреча Яресько с фракцией «Самопомич». Сегодня на 16:00 запланированы переговоры глав фракций с членами Кабмина.

Очевидно, что на самом заседании правительства в эту среду вопрос реформы, бюджета и сокращения расходов подниматься не будет. Не исключено, что торг с депутатами завершится косметическим пересмотром норм. Тогда, в лучшем случае, парламент приступит к рассмотрению хоть какой-нибудь реформы только 8 декабря.

Источник: РБК-Украина
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама