Отдых

фестиваль

Театр быстрого реагирования

Театр быстрого реагирования

ГогольFest всегда был фестивалем быстрого реагирования, но на этот раз, кажется, его организаторы превзошли самих себя, плотно укомплектовав программу театральными новинками и актуальными перформансами со всей Украины.

«Глубинные мечты», спектакль «о прошлом, настоящем и будущем Донбасса», нью-йоркская Yara Arts Group (при экспериментальном театре «La MaMа») в содружестве с донецким фондом «Изоляция» летом в закрытом режиме показывали в киевском Центре Курбаса. Теперь — официальная киевская премьера. Документальный материал для спектакля (интервью с молодыми жителями Донецка) его режиссер Вирляна Ткач вместе с писателем Сергеем Жаданом собрали в октябре 2013 года, вскоре сыграли «Глубинные мечты» на базе фонда «Изоляция». А после июньского захвата территории арт-центра решили возобновить работу над проектом уже в украинской столице. Чтобы обновить информацию, повторно связались с ранее опрошенными «реальными персонажами». Монологи и поэтические тексты шлифовал Сергей Жадан. Музыкальной частью заведуют живущий в Нью-Йорке потомственный бандурист Юлиан Китастый, исследователь гуцульских традиций львовянин Остап Костюк и фрик-кабаре Dakh Daughters. За образную достоверность отвечают уроженец Луганска, выпускник Львовского университета, актер театра Гардженице (Польша), а ныне харьковчанин Артем Мануйлов, одна из лучших актрис-«франковцев» Лариса Руснак, талантливый многостаночник, участник практически всех проектов Yara Arts Group Николай Шкарабан. Особая примета спектакля — наличие «хора беженцев».

Современный театр абсурда сменит классика. Актеры Черниговского молодежного театра Роман Покровский и Юлия Матросова покажут «Стулья» Эжена Ионеско в постановке Евгения Сидоренко и сценографии Татьяны Магуры — историю стариков, скрашивающих одиночество честолюбивыми фантазиями. При всей кажущейся патриархальности, «почвенности» пьеса «Буна» Веры Маковий недалеко ушла от абсурда. Одноименный спектакль в апреле этого года выпустила на сцене Театрального центра «Пасека» Киево-Могилянской академии молодой режиссер Лена Роман. Теперь же актуальный эпос о пропасти между поколениями и материками, между бабой Буной («старым и близким») и внучкой Орысей («новым и далеким») можно будет увидеть на ГогольFest.

Порядком нашумевший спектакль ЦСИ «ДАХ» «Эдип. Собачья будка» в постановке Влада Троицкого после событий киевского Майдана изменил название на «Собачья будка. Вид сверху. Вид снизу» (драматическая основа — Софокл в переводе Ивана Франко и КЛИМ), но сохранил изначальную — как оказалось, пророческую — идею «двоемирия» угнетенного народа и тех, кто виновен в его животном существовании. Нетрусливый зритель получит шанс побывать в обеих шкурах, спеть гимн Украины в заколоченном досками «общем гробу» и почувствовать в конце если не самый настоящий катарсис, то уж точно спасительное облегчение.

С «Эдипом», пожалуй, только «Гамлет» может состязаться в универсальности постановки проблемы, так что после «кто виноват?» придется решать «быть иль не быть». Ныне ушедший в свободное плавание «даховец» Дмитрий Костюминский и писательница Катерина Бабкина смонтировали «Гамлет. Вавилон» из текстов разных эпох, на создание которых их авторов вдохновила шекспировская трагедия. Герой борется с собой, ищет пристанище, которое можно назвать домом, и в конце концов теряется как личность, становится жертвой своих виртуальных «двойников», за что мстит предкам, прожившим, как ему кажется, гораздо более счастливую жизнь. Музыку к спектаклю написал молодой композитор Алексей Ретинский, а визуальную часть продумал тандем TENPOINT.

Раскол страны одних разъединяет, а восьмерых танцовщиков из шести украинских городов, создавших M. O. S. T. dance project, наоборот — объединил в работе над хореографической композицией «Как я стал predatelem» (хореография Антона Овчинникова и Антона Сафронова). Их почти научное исследование посвящено теме, как одно криво сказанное слово способно превратить друга в предателя. Спектакль создавался в рамках летней резиденции Международного фестиваля современного танцевального театра Zelyonka Fest, был представлен в видеоверсии на Tanzmesse (Дюссельдорф, Германия), а буквально на днях — на сцене киевской Малой оперы. На очереди — ГогольFest и Херсонский театр им. Кулиша.

Родословная спектакля «Страсти по Идиоту» по Достоевскому идет от режиссеров Ольги Лариной и Анны Сергеевой к худруку Нового драматического театра на Печерске Александру Крыжановскому, далее — к его сокурснику, автору идеи «Страстей…» Игорю Лысову и к учителю Лысова, создателю московской Школы драматического искусства Анатолию Васильеву. Каждая из режиссеров одновременно является актрисой, которая исполняет по две роли — мужскую и женскую, тогда как видеопроекция их «учетверяет». Вряд ли можно придумать что‑то более театральное, чем такой подход к Достоевскому.

То, что даже самая сложная, наполненная лирическими отступлениями проза «ложится на сцену», продолжит доказывать режиссер харьковского театра «Публицист» Анна Онищенко спектаклем по культовому роману американского прозаика Германа Мелвилла «Моби Дик». Харьковчане же из театра «DeFacto» поставят жирную точку в теме массового сумасшествия спектаклем «Да, мой фюрер». Молодая режиссер Роза Саркисян создала его в жанре «незаконченного концерта для одной актрисы, фортепиано и оркестра», объединив пьесу австрийской писательницы Бригитте Швайгер с музыкой харьковчанки Александры Малацковской. Помимо собственно просмотра спектаклей, организаторы ГогольFest предлагают всем желающим обсудить театральные и околотеатральные проблемы в рамках дискуссии «Построим новый театр вместе!», модерировать которую будут режиссер Стас Жирков и театровед Виктор Собиянский.

 

Киев, арт-кластер «Выдубичи»

«Глибинні мрії», 14 сентября — 16:00, 20:00,

Камерная театральная сцена

Дискуссия «Построим новый театр вместе!»,

15 сентября — 14:00, Камерная театральная сцена

«Стулья», 15 сентября — 20:00. Камерная театральная сцена

«Буна», 16 сентября — 19:00, Камерная театральная сцена

«Собачья будка. Вид сверху. Вид снизу», 1

6 и 18 сентября — 20:30, Большая театральная сцена

«Гамлет. Вавилон», 17 сентября — 20:00,

Камерная театральная сцена

«Как я стал predatelem», 17 сентября — 20:30,

Большая театральная сцена

«Страсти по Идиоту», 18 сентября — 20:00,

Камерная театральная сцена

«Моби Дик», 19 сентября — 20:00, Камерная театральная сцена

«Да, мой фюрер», 21 сентября — 21:00,

Камерная театральная сцена

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама