Отдых

концерт

Итальянские раритеты

Итальянские раритеты
Фото: Lennaro Leonnardi / romafestivalbarocco.it

Фестиваль Italia Festival Barocсo в филармоническом цикле концертов Suono Italiano продолжают мастера своего дела: ансамбль Festina Lente и инструменталисты L’Armonia Stravagante с дирижером и прославленным контртенором Клаудио Кавиной

«Поспешай медленно» — едва ли не лучший совет виртуозам всех времен, а для музыки, которую сейчас называют старинной, это залог сопереживания и понимания. Кажется, его было в десятки раз больше во времена до паровозов и электричества. По тогдашним правилам высоту полета чувств обозначал высокий голос. А пели в приличном обществе лишь мужчины: в церковных капеллах — чтобы полностью соответствовать понятию «дух», во дворцах — чтобы не оскорблять взгляд видами перекошенных женских фасадов, ведь лицо певца искажается во время работы. Потому — лишенный «мяса» прозрачный тембр как символ чистоты намерений и отношений, беззвучное дыхание, специ­фические вокальные техники. Музыку барокко «переоткрыли» в XIX веке, а еще более раннюю — и того позже, и теперь реконструируют с учетом всех ее норм, неодинаковых для Неаполя, Флоренции, Венеции, Рима, однако по большей части ее поют высокие мужские голоса: теноры, теноры-альтино, контр­теноры. Иногда кого‑то из них можно заменить инструментом. О непрерывности живого потока музыки заботится тогдашняя полифония — подвижная, бликующая, узорчатая, как витражное окно костела, тут расслышать бы все изобилие звуковых рисунков, так что торопиться следует медленно.

Так и поступает ансамбль Festina Lente, основанный хормейстером и исследователем Микеле Газбарро, специально для того, чтобы представлять общественности сокровища итальянской музыки XVI‑XVII века, которые с тех пор не издавались. Особенно ценно воссоздание священных литургических обрядов Рима 1600‑х, в которых музыка, слово и действие еще не стали отдельными частями спектра. Festina Lente не только показывает эту музыку во всех странах, заодно задавая эталон ее исполнения, и не только приглашает коллег выступать на Roma Festival Barocco, который устраивает с 2004 года, но и делает беспрецедентные ивенты. Несколько лет назад ансамбль подготовил и исполнил Рождественскую мессу Алессандра Скарлатти для девяти голосов, двух скрипок и баса Страдивари, затем — 27 произведений Феличе Анерио для двух хоров, а позапрошлой осенью — мессу Руджеро Джованнелли для трех хоров.

В Киев Festina Lente везет пригоршню драгоценностей авторства 14 франко-фламандских композиторов 1500‑х, работавших в Италии, наиболее известные из которых — Диего Писадор, Филипп Вердело, Якоб Аркадельт и римлянин Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Их будут петь тенор-альтоно Андрес Монтилья Акуреро и тенор Риккардо Пизани, с голосами которых переплетают свои мелодии флейтистка Серена Беллини, лютнист Франческо Томази и гамбист Хиомар Гарсия Штель.

А весь следующий вечер будет звучать Клаудио Монтеверди — гордость и слава Венеции, автор, во‑первых, пятиголосных мадригалов, написанных так, чтобы наилучшим образом донести смысл стихов (за 60 лет он их написал почти 200 — среди них есть сборники «Мадригалы войны» и «Мадригалы любви»); во‑вторых, опер числом восемь (включая первую в истории комическую оперу), небывалых по размаху и выразительности, для чего он устроил оркестр не только с тремя переносными органчиками и арфой, но и с кучей духовых и струнных инструментов, и даже изобретал новые способы игры на скрипках — все это составляет основу оркестрового звучания и поныне. В-третьих, Монтеверди писал и музыку для церковных служб, и в возрасте 65 лет был рукоположен в священники (продолжая сочинять мадригалы и оперы).

Один из самых авторитетных специалистов в этом репертуаре — контр­тенор Клаудио Кавина, записанный более чем на 30 дисков, включая живые спектакли: монтевердиевские «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» и «Коронгация Поппеи» способны растрогать и восхитить до слез. В 2007 году на Glossa Music вышло полное собрание сочинений — Monteverdi Edition, записанное с Кавиной, «шестым чувством» вникшим в драматизм и необычайные образы Монтеверди. Будучи также дирижером, Кавина уже 26 лет возглавляет основанный им ансамбль старинной музыки La Venexiana, инструментальная часть которого под названием L’Armonia Stravagante едет в Киев. А подходящий хор Кавино нашел у нас — это киевский коллектив представительского класса «Кредо», отменно поющий и музыку света, и музыку духа, обладатель лауреатских титулов, до сих пор, вот уже 12 лет, не имеющий никакого официального статуса (руководитель «Кредо» Богдан Плиш одновременно работал в Национальной опере Украины и в прошлом году стал главным хормейстером театра).

Парадоксальным образом в Украине старинная музыка полулегальна — а занимаются ею лучшие музыканты, и нравится она тысячам людей, стоит только распробовать.

Киев, Национальная филармония Украины,

29 и 30 октября, 19:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама