Отдых

концерт

Высший вокальный пилотаж

Высший вокальный пилотаж
Фото: Guido Mannucci / hommearme.it

В третьем концерте проекта «Архитектура голоса», для которого концертное агентство «Ухо» собирает уникальные вокальные явления мира в интересные акустические пространства Киева, современные флорентийцы поют современного калифорнийца и первого из главных «ранних» нидерландских знаменитостей под сводами одного из древнейших киевских храмов

Два композитора: Дэвид Лэнг и Гийом Дюфаи. Американский минималист, обладатель «Грэмми» (2010) и лауреат Пулитцеровской премии «За выдающееся музыкальное произведение» (2008), пришедший в музыку из математики, — и родившийся в 1400 году бургундец из числа отборных ватиканских певчих, изобретатель части современных нотных знаков, четырехголосной мессы и такой конструкции музыкальных сочинений, которую сейчас сочли бы математической. Стриженый ежиком синеглазец, весело и проницательно глядящий с фотографий прямо вам в зрачки, — и удостоенный прижизненных портретов маслом носитель странно намотанного тюрбана, гладко выбритый и обращенный взглядом внутрь себя и в вечность.

Самый титулованный опус Лэнга «Страсти по девочке со спичками» и несколько мотетов Дюфаи, написанных на латинские тексты, везет в Киев флорентийский ансамбль L’Homme Armé под руководством Фабио Ломбардо. Название ансамбля отсылает к душеспасительной песне, которая в эпоху Ренессанса ходила по всей Европе так бойко, что на ее мотив и текст написали ни много ни мало полсотни месс — самых больших по тем временам сочинений (автор одной из них — как раз Дюфаи). Приедет не весь состав L’Homme Armé, а вокальный квартет: для «The Little Match Girl Passion» Лэнга нужны только два сопрано, тенор и баритон, им предстоит заодно справляться с перкуссией. Половина мотетов Дюфаи — тоже для четырех голосов. И не из‑за того, что обоих композиторов споют одни и те же вокалисты, а по внутренним причинам столь разной музыки мы услышим, что ее авторы, пожалуй, смогли бы понять друг друга.

На современное ухо и полифония Дюфаи, и минимализм Лэнга, вовсе, кстати, не звучащий «по‑американски», даром что композитору заказывает музыку Голливуд, — как терапия: успокаивает нутро, возвращает все на правильные места, высветляет центр. Эта музыка вдохновлена тонкими и высокими материями. В случае «Девочки со спичками» — героини одной из притч Ганса Христиана Андерсена, которая в канун Нового года, не сумев продать ни одного коробка спичек, погибает от холода на людной улице, — «…сила истории в том, что и ужас, и красота в ней постоянно смешиваются. Горечь девочки в настоящем смешивается со сладостью ее воспоминаний, нищета — с верой. Это некое наивное равновесие между страданием и надеждой», — говорит Лэнг. А мотеты — полифонические пьесы разной сложности для нескольких голосов — 600 лет назад служили универсальным музыкальным форматом высокого стиля: их писали как на официальные торжественные случаи вроде свадеб, так и на нужды годового церковного цикла.

И Дюфаи, и Лэнг нашли свой способ вживить конструктивные принципы более сложной музыки в менее сложную — и вдруг стало поразительно много пространства для ее новой свободы. Дюфаи в особых случаях заводил сочинение одновременно на два и даже три известных текста: одну такую строку длинно тянет тенор, другую — соседний голос, но всегда увлекательно следить за нежно переступающей с ноты на ноту мелодией и наблюдать, как она растет. А Лэнг свою четырехголосную как бы оперу без оркестра прослоил репликами персонажей, в литературном первоисточнике не предусмотренных. Они задают образец того, как нам откликаться на те или иные события сюжета, и ведут от шока к состраданию, от отвержения к раскаянию, от скорбного свидетельства смерти к свету преображения. Такой способ — внедрять в повествование специальный навигатор по чувствам — применялся в наиболее интерактивных христианских мистериях, Страстях, которые помещают слушателей не рядом с чудом, а прямо внутрь. Лэнг комментирует текст Андерсена стихами Пикандера, немецкого поэта XVIII века, и Евангелия от Матфея.

Хорошо, что эта музыка прозвучит в просторном малолюдном храме, хранящем фрески XII века и белых апостолов Врубеля на хорах.

Киев, Кирилловская церковь

16 ноября, 19:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама