Отдых

концерт

Вальс как предчувствие

Вальс как предчувствие

Развлекательную музыку нужно играть превосходно. Венский фестивальный 
Штраус-оркестр именно этим и занимается.

В Украину Венский фестивальный Штраус-оркестр приезжает в пятый раз.

Раньше — со вторым дирижером, Вилли Блюхером, а этой зимой коллектив гастролирует во главе с Петером Гутом, создателем Штраус-оркестра (1978) и его бессменным руководителем. В украинском туре к коллективу присоединяется сопрано Моника Моссер, солистка Венской оперетты, лучшего театра для жанра, в котором все дамы прекрасны, мужчины галантны и любая драма венчается хеппи-эндом и праздником с танцами. Но театральную игривость, задор и блеск задает не только солистка: ее задача — скорее служить драгоценной брошью на великолепном бальном наряде. Венскому Штраус-оркестру не занимать зрелищности и общительности. Ежегодно играя на балах дебютанток — девушек, достигших восемнадцатилетия и допущенных к насыщенной взрослой светской жизни, на последних в году уходящем и первых в году наступившем концертах в венском Концертхаузе, на самых представительных венских балах по всему миру, эти музыканты не отделены от публики ни сценой, ни униформой. Мужчины играют во фрачных парах и легкой обуви, дамы (и тон им задает, как и эталонное «ля» для всеобщей настройки, элегантная пожилая фрау-концертмейстер) — в образцовых вечерних платьях и с высокими прическами.

Играют они так, как полагается в Вене — городе, в котором короли и королевы бала — не танцующие, а играющие. Это из‑за них публика не просто вальсировала, галопировала, кружилась и падала на одно колено, но и предвкушала сюрпризы. Династия Штраусов вписывала их прямо в партитуры. Сами будучи не только сочинителями, но и дирижерами и солистами (то есть со скрипкой в руках — и смычок вместо палочки), они вели танец то к пушечному залпу, то к паузе, в которой мужчинам следует засвистеть так, чтобы уши заложило, то к пируэту, в котором нужно успеть взять с подноса бокал шампанского и чокнуться с соседней парой.

Не всякий дирижер рад исполнять функции МС, но Блюхер и Гут — весьма и весьма. Перед каждым номером Гут немного рассказывает публике о произведении и композиторе. Это не только Штраусы, но и Йозеф Ланнер, друг Иоганна Штрауса — отца, с которым они по очереди надевали одну на двоих концертную рубашку; и Карл Мишель Цирер, сменивший Иоганна Штрауса — сына на посту директора Императорского бала; и Роберт Штольц (2 тысячи песен и вальсов, 60 оперетт, 100 фильмов, непростая судьба политэмигранта, первого гражданского лица, которому в 1946‑м разрешили перелет из США в Вену, где его торжественно встретили прямо в аэропорту). Со Штольцем маэстро Гут был знаком лично.

Надо полагать, Гут и сам отменно танцует — а как иначе соединять весь азарт публики и кураж оркестра? Он не стоит за пультом перед музыкантами, а поворачивается на все фланги, в какой‑нибудь залихватской польке поднимает их волнами — чтобы мы видели, как мелодия перебегает от скрипачей к альтистам и трубачам, а потом точно так же Гут поднимает и партер. Он один из лучших австрийских скрипачей, выпускник Венской музыкальной академии и затем аспирантуры в Московской консерватории, где учился у Давида Ойстраха, затем был концертмейстером симфонического оркестра Венского радио и играл в составе Венского трио — с ним ансамбль завоевал Первую премию на престижном конкурсе ARD в Мюнхене.

На память о Штраус-оркестре или, наоборот, чтобы правильно настроиться заранее, поищите диски с записями Петера Гута. Среди них есть и титулованные: лейбл Marco Polo наградил Гута за лучшие записи Штраусов с оркестром Венского радио, а исторически первая запись музыки «северного Штрауса» датчанина Ганса Христиана Лумби завоевала британскую Music Retailers Award. Программа, которую Штраус-оркестр привозит в этот раз, на одесских афишах называется «Дыхание венского леса», а на киевских и харьковских — «Предчувствие венского вальса». Что ж, лес вокруг Вены благоухает и щебечет и в наше время, а грезить вальсом — одно из самых романтичных занятий на свете.

 

Одесса, Национальный академический театр оперы и балета — 28 ноября, 19:00

Киев, Национальный дворец «Украина» — 29 ноября, 19:00

Харьков, Харьковский национальный академический театр оперы и балета — 1 декабря, 19:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама
Василий Голян