Відпочинок

концерт

Звукотворение мира

Звукотворение мира
Фото: Украинское фото

В Национальной филармонии прозвучит написанная на деньги двенадцати меценатов оратория Йозефа Гайдна для солистов, хора и оркестра.

Умудренный годами 65‑летний австрийский композитор возвратился в Вену из двух долгих поездок в Англию и сделал не только двенадцать «Лондонских симфоний», подытоживших все, что касалось симфоний на исходе XVIII века, но и две колоссальные оратории — «Сотворение мира» и «Времена года».

Еще в Лондоне он носился с идеей написать грандиозное произведение на либретто поэта Лидли по фрагменту «Потерянного рая» Джона Мильтона.

Он импровизировал там перед разнообразным понимающим слушателем темы для будущего шедевра, будучи воодушевлен ораториальными творениями Генделя, которые и спустя полвека после смерти автора лишь умножали его славу. И кому как не конгениальному австрийскому коллеге было продолжить жизнь ораториального жанра, «вернув» его на материк.

Ведь немец Гендель уехал навсегда, именно в Англии написав свои 32 масштабных и стройных оратории, Гайдн же съездил на остров и вернулся, чтобы писать для Австрии.

Его идея «Сотворения мира» нашла нужную поддержку. Гайдн передал текст Лидли барону фон Свитену, обожателю музыки Баха и Генделя и переводчику английских текстов генделевских сочинений на немецкий. Этот фон Свитен уже 10 лет как организовал меценатское общество из двенадцати аристократов, желавших слушать выдающуюся музыку в светских концертах.

Общество заплатило Гайдну гонорар, чтобы он мог спокойно писать, а в канун премьеры, назначенной на 30 апреля 1798 года, выплатило компенсацию торговцам мукой на рыночной площади в Вене, чтобы они освободили проезд ко дворцу, где состоялось первое исполнение. Гостей было столько, что город, чтобы предотвратить давку, выделил 24 полицейских. Что такого сенсационного было в гайдновском «Сотворении мира»? Первая оратория по‑немецки вне церковных стен и догм. И такой ищущий, неутомимый автор — оркестр и хор у него способны передать непередаваемое.

И такой всеобъемлющий сюжет: по просьбе Адама (уже женатого на Еве) архангелы рассказывают о шести днях божественного Творения — от хаоса ко всеобщему упорядочиванию, таинство за таинством, чудо за чудом. Через год, в день именин Гайдна, ораторию повторили — уже в императорском и королевском придворном театре, в итальянском переводе, наподобие оперы-seria, чтобы инновации не зашкаливали, и в обстановке еще большего ажиотажа.

Вот что услышала публика тогда и на что мы можем рассчитывать сейчас. Рассказы архангелов — баса, тенора и сопрано — перемежаются впечатляющими музыкальными картинами непостижимых для ума процессов мироздания: отслоение тьмы со смятенными темными духами и внезапно ясное сияние света, размашистое сотворение потоков и волн воды и монументальных сооружений суши.

Здесь важна детализация: лирическая ария Гавриила (сопрано) «Вот свежесть зелени пленяет» пластична, как роща под ветром, а чуть позже следующая его же ария «На мощных крыльях гордый летит орел» сопровождается звуками птичьего царства, для которых оркестрантам пришлось немало попотеть над флейтой, кларнетом и фаготом. Потом появляются и лев с тигром, и олень с конем — звуковые аллегории радостной силы, гибкости, быстроты и благородства, — и прирученные стада, и даже рои насекомых. О животных поет Рафаил (баритон).

А затем, наконец, Уриил (тенор) воспевает человека мелодией красивой австрийской песни, и наступает черед жизнерадостных дуэтов Адама и Евы, живущих в лучезарной любви. Между ариями, дуэтами и трио солистов хор регулярно выдает обратную связь: он изумляется, благоговеет, выказывает радость узнавания и сопричастности.

Как Гайдн восторгался звонким блеском ораторий Генделя, так отзвуки тех или иных эпизодов гайдновского «Сотворения мира» спустя целые музыкальные эпохи можно услышать у Моцарта и Шуберта, Глинки и Вагнера.

В украинской столице эта оратория звучит не впервые: в 2006‑м на сцене Колонного зала филармонии ее исполнили Киевский симфонический оркестр и хор под управлением канадского дирижера Веса Дженсена.

Для нынешнего концерта добывают из звуковой стихии свет и радость Академический симфонический оркестр Национальной филармонии Украины, камерный хор «Кредо» под руководством Богдана Плиша — толковый, живой и серьезный, солисты Лилия Гревцова (Гавриил), Иванна Плиш (Ева), Александр Чувпило (Уриил), Александр Бойко (Рафаил) и Тарас Бережанский (Адам). Дирижирует Николай Дядюра.

Национальная филармония Украины

24 января, 19:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама