Відпочинок

концерт

Искусство слышать

Искусство слышать
Фото: lorenzomeo.com

Итальянский пианист за двоих, британский пианист-дирижер и финальное tutti: музыкальная программа «Книжного Арсенала» заслуживает отдельного внимания.

Три заключительных концерта Фестиваля новой музыки, вписанного агентством «Ухо» в печатно-знаковое пространство «Книжного Арсенала», в урочный час выводят оттуда в вечерний городской пейзаж с видом на днепровские причалы и все, что за ними. Вода, размытые абрисы Труханова острова, большое небо, «ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» — в точности по Клоду Дебюсси, назвавшему так одну из своих фортепианных прелюдий.

Прелюдии Дебюсси, и как раз из первого тома, играет 13 апреля в «Мистецькому Арсеналі» лондонский пианист Марк Нуп, по большей части исполняющий все‑таки музыку последующих десятилетий — и за роялем, и как дирижер. Записи его исполнения Кейджа, Бодуана и Ламсдэйна произвели сдвиг в сознании аудиофилов, но не внезапный: Нуп последователен в своей храбрости и непохожести на коллег. Он очень много играет соло в составе авторитетных международных ансамблей ранга британско-бельгийского «Plus Minus», его приглашают для премьерных исполнений свеженаписанных произведений вообще везде, где существуют фестивали новой музыки.

Видели бы вы эти партитуры! Расчерченные привычными пятилинеечными бороздами, на которых нотные знаки погружены во что‑то по виду напоминающее архитектурные чертежи, схемы паяльных станций и атласы невидимой стороны Луны одновременно. Прилипшая к Нупу фраза «новое воплощение понимания виртуозности» в действительности означает то, что означает: технически и физиологически на рояле невозможны пассажи скорострельнее одиннадцати нажатий на клавиши в секунду, да столько и не нужно: фортепиано — не швейная машинка, однако необходимо успевать конвертировать всю сложносочиненную графику нотного листа в музыку.

И делать ее не просто особенной, а движущейся, живой, поэтичной. Потому Нуп — не просто исполнитель, а музыкант-перформансист, уникальный мастер влиять на звуковые колебания воздуха так, чтобы до нас донеслось нечто непередаваемое и неуловимое. Такое не прописанное в нотах родство связывает импрессионистичные вещи Дебюсси и марафонски длинную работу Лоуренса Крейна «Piece 23. Ethiopian distance-runners». Третьим в компанию Дебюсси и Крейна приглашен Сальваторе Шаррино — автор настолько поставангардный, что его стиль и техника называются его именем.

Днем раньше, 12 апреля, к роялю на втором этаже «Арсенала» выйдет замечательный итальянский пианист Лоренцо Мео (его концертом в Fairmont Grand Hotel Kyiv завершался осенний «Книжный Арсенал» 2012 года). Он сыграет «Маргиналии» своего любимого эстонца Яана Ряэста — судя по титру в программке «музыка для фортепиано и пленки», эта вещь задумана так, что пианист вначале играет и записывает на диктофон партию одного рояля, а потом — одновременно с воспроизведением — за этим же инструментом играет партию другого рояля.

Таким способом Мео недавно записал без преувеличения гениальную Сонату Ряэста вместе с его циклом из 24 фортепианных прелюдий на диск, по поводу которого европейская критика не преминула назвать Эстонию музыкальным феноменом — действительно, концентрация первоклассных композиторов там, мягко говоря, завидная. Мео время от времени играет эстонские рециталы, как и пространные монографические вечера других знаковых фигур ХХ века: только Шенберг, или только Джон Адамс, или Мессиан, или Такемицу (при том что многостраничный репертуар Мео начинается с Баха).

Киевлянам предстоит насладиться тончайшей выделкой вещи «Dream» Кейджа, пьесой Джонатана Харви «Могила Мессиана», посвященной памяти классика, осиротившего современную музыку в один год с Кейджем, премьерой новейших сочинений Дезерти и Палмера, а еще лаконичным фортепианным циклом финки Кайи Саариахо, три года назад получившей «Грэмми» за пронзительную и нежную оперу «Эмили».

На самый последний концерт «Книжного Арсенала», показывающий, на что еще способны женщины-музыканты, нужно переместиться в Fairmont Grand Hotel Kyiv. Киевский New Era Orchestra под руководством Татьяны Калиниченко, дирижера с цепким жестом и особой требовательностью к тембровому бленду, исполнит струнную музыку латышского патриарха Петериса Васкса, литовского почти патриарха Вадмантаса Бартулиса и итальянского еще никак не патриарха Джованни Соллимы.

12 апреля, 20:00, Киев, «Мистецький Арсенал»

13 апреля, 18:00, Киев, «Мистецький Арсенал»

13 апреля, 20:00, Киев, Fairmont Grand Hotel Kyiv

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама