Відпочинок

фестиваль

Сезонное обострение слуха

Сезонное обострение слуха
Фото: Украинское фото

Симфоническое закрытие и оркестровый эпилог ежегодного международного композиторского фестиваля «Музыкальные премьеры сезона» еще раз доказывают: каждый пишет, что он слышит.

Фестивалю «Музыкальные премьеры сезона», как и нашей стране, 23 года. Чем‑то похожий на дегустацию плодов нового урожая, он всегда показывает музыку украинских авторов в приятном окружении коллег — в этот раз в основном поляков. На официальном закрытии «Премьер сезона» Национальный симфонический оркестр Украины и польский дирижер Роман Ревакович исполнят четыре украинских сочинения для солистов с оркестром и «Великий переход» 54‑летнего поляка Ежи Корновича — произведение, как признается композитор, особой важности для него самого.

Эта вещь, написанная минувшей осенью по заказу министра культуры и национального наследия Польши, — еще одно эсхатологическое предсказание. Что‑то произойдет с большой частью мира, но важны переживания и точка зрения отдельно взятого человека, и ему придется изрядно попахать. Пианист Дмитрий Таванец, который днюет и ночует с нотами «Перехода» уже седьмой месяц, говорит, что в нем безумно сложный ритм и играть яркие соло либо что‑то сопроводительное приходится все 23 минуты: пауз — буквально три такта на все произведение. Тринадцать разделов произведения непрерывно подбрасывают задачу за задачей, как в сюжете на тему «переделай и преодолей себя, если сможешь». В предпоследнем разделе «Pandemonium» нужно прочувствовать и пережить всеобъемлющее тутти, напоминающее шабаш, и тогда состоится красивый эпилог, в котором пятеро оркестровых ударников, размахивая резиновыми шлангами, производят звуки ветра, все тише и умиротво­реннее.

Храброму и безотказному Таванцу предстоит в этот же вечер солировать в бурлескном Концентино для фортепиано, трубы, арфы, ударных и струнных Мирослава Скорика. Дважды выйдет на сцену и виолончелист-уникум Золтан Алмаши, прошлогодний лауреат композиторской премии имени Бориса Лятошинского: он солирует в Концерте для виолончели с оркестром Евгения Станковича и в собственном произведении «Взаимодействия», где виолончель звучит в диапазоне от рыка и стона до «чистого пения в эфирных высотах». Также будет сыгран Концерт для скрипки и альта с оркестром Александра Шимко (солисты — Игорь Завгородний и Максим Гринченко).

В этот же день в 14:00 премию имени Лятошинского вручат композитору Сергею Зажитько, чьи произведения прозвучат непосредственно в мемориальной квартире украинского классика и на его рояле. А в 16:00 ансамбль «Благовесть» исполнит в зале Союза композиторов огромный хоровой концерт. В первом отделении — десять сочинений на стихи Тараса Шевченко и посвящений главному национальному поэту, чье 200‑летие отмечается в 2014‑м, во втором — посвящение Памяти Небесной сотни — сочинение Леси Дычко на стихи Дмитрия Павлычко, использующее авторский материал композитора Кирилла Стеценко (1882‑1922). А в воскресенье у Леси Дычко, безусловного авторитета хорового письма, состоится особенный концерт: в стенах Михайловского собора вместе с ее «Думкой» на слова Шевченко и двумя частями Второй Литургии прозвучат духовные сочинения ее последователей.

Кажется, ни в один из фестивалей прежних лет не звучало столько хоровой музыки. В этом году не только юбилей Шевченко, но и жизненная реальность внесла в «Премьеры сезона» заметные коррективы. Поминальную музыку теперь можно петь искренне — без стеснения, но и без пафоса.

Композиторы — люди с чуткой нервной системой, улавливающие не только слышимые звуки, но и что‑то, что носится в воздухе прежде, чем прозвучать. Потому определенно стоит в воскресенье в 16:00 оказаться в зале Союза композиторов — Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата» сыграет здесь полтора десятка интереснейших пьес. Вот те, что наверняка стоит запомнить: «Хорошая музыка» Ивана Тараненко для чудесного сопрано Тамары Ходаковой, «Песня о главном» Зажитько для баяна, скрипки, большого барабана и оркестра, «Smoke on the water» Алексея Войтенко на тему Deep Purple, игра (так заявлен жанр) авторства Святослава Крутикова для оркестра и дирижера, «Похороны мух» Виталия Вышинского для стенающих скрипки, контрабаса и остальных струнных. Названия звучат как шутки, но музыка очень логично, пьеса за пьесой подходит к оглушительно нежной камерной симфонии Евгения Станковича «Прикосновение ангела», которая прозвучит в самом конце.

Киев, Национальная филармония Украины — 31 мая, 19:00
Киев, Концертный зал Национального союза композиторов — 1 июня, 16:00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама