Уйти 
в тень

Уйти 
в тень

Шоу «Причудливый мир теней» молодого театра акробатических силуэтов Helianthus из Германии.

   У искусства теневого театра тот же возраст в несколько тысяч лет, что и у слова «helianthus», давшего название немецкому коллективу. Это латинское слово, вобравшее греческий корень «солнце», означает подсолнух, рожденный жить лицом к свету. Для знакомства с труппой «Helianthus» припомнить историю — важно.

   Движущиеся силуэты вокруг пещерного костра; конная погоня за тенью всадника, скачущего спиной к солнцу; тень от пальцев баюкающего себя ребенка на стене в круге лунного света; настольный театр вырезанных картонных фигурок за белой ширмой. Рукой подать до фотографии и кино.

   Казалось бы, теневой театр со всеми его переселениями — Индия, Индонезия, Египет с Турцией, а уж затем античная Греция и спустя века Италия, Франция и далее везде — тупиковая ветвь цивилизации. Однако в последние пару десятилетий выходит совсем наоборот: этот жанр переживает возрождение и небывалый апгрейд. Даже в Киеве после гастролей американской труппы Pilobolus позапрошлой зимой появились свои «теневые» постановки — например, спектакль «Квартет-а-тет» театра «Киев модерн-балет»: менее технологичный, зато с лучшим качеством танца. Театр теней изумительно прост в идее, и ему подвластны чудеса превращения. Стоит только актеру зайти за полупрозрачный экран, как для зрителей начинается мультипликация: темные фигуры вырастают одна из другой, преображаются, меняются в размерах.

   Helianthus разворачивает свои силуэты, как и должно быть в стоящем искусстве, посреди инородного визуального поля: жизнерадостно-яркая визуальная проекция тут ведет свою жизнь, из‑за чего тени меняются еще больше, чем по собственной прихоти.

   Сюжет остроумной постановки «The Fantastic Shadows» раскрывает идею эволюции человека воображающего. Призывные фанфары знаменитой музыкальной темы «Так сказал Заратустра» распрямляют приматов. Получив возможность мечтательно глядеть за облака, первые люди постигают, что именно воображение отличает их от остальной фауны, в секунды доходят до идеи исследовать, что такое фантазия и в чем сила мысли, и изобретают театр. Они разыгрывают сказания о рыцарях и сказки о пиратах — и вот появляются Статуя Свободы, Чарли Чаплин, «Титаник», самолеты, хиппи, танцующие сиртаки, Джеймс Бонд, трансформеры и айпадовладеющие жители мегаполисов. Одному из них — или из нас — является Терпсихора в облике симпатичной девушки из балетных, в которой мы узнаем танцующую Еву. Фактически это история самого театра Helianthus.

   Флориан Бергер, танцовщик и хореограф из Вены, собрал свою труппу всего пять лет назад. В ней работают двадцать артистов — вышколенные до миллиметров и миллисекунд акробаты, танцовщики, ребята из фитнеса и столь же точные специалисты по технической части. Предыдущие их шоу «Flow Motion Shadow Dance» — о том, что тенями можно показать, словно в игре «Крокодил», любые фигуры, явления и абстрактные понятия, и интерактивное «Virtual Insanity» удивили даже публику Восточной Азии, повидавшую самый изобретательный цирк.

   Helianthus берет ловким взаимодействием знаковой музыки, отличного артистического ансамбля и оптических выдумок, для которых тут применяют осветительную аппаратуру — не стационарную, как в театре, а мобильную телевизионную. К тому же для каждой страны Бергер старается сочинить отдельную маленькую интермедию на узнаваемый сюжет. Но едва ли не самое притягательное то, что после представления пару человек из публики обязательно пригласят на сцену попробовать, каково это — быть, например, тенью Чарли Чаплина. Под гром аплодисментов.

17 и 18 декабря,
Киев, МЦКИ (Октябрьский дворец)

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама