Фінанси

безопасность

Количество краж с банковских карт украинцев в прошлом году стало рекордным. В большинстве случаев банки отказываются возмещать клиентам убытки

Количество краж с банковских карт украинцев в прошлом году стало рекордным
Чтобы не потерять свои сбережения, нужно заводить чипованные карты, хранить в тайне PIN-коды, ввести ограничения на количество и суммы операций в день
Фото: FOTOBANK.UA

Незаконное списание денег с банковских карт украинцев к концу 2013 г., по утверждению банкиров, достигло рекордного уровня.

«Под компрометацию (доступ к счету посторонних лиц. — «Капитал») попали различные карты — от простых дебетных до премиальных карт кредитного класса», — говорит заместитель начальника управления организации и сопровождения розничного бизнеса Укрэксимбанка Дмитрий Яковлев.

Увы, в споре между потребителем, пострадавшим от мошенников, и финансовым учреждением отечественные суды чаще всего принимают сторону последнего. «Банки, как правило, прописывают в договорах с клиентами такие условия, по которым они не несут никакой ответственности за незаконное списание средств», — утверждает руководитель адвокатского бюро Александр Белоус. Он советует внимательно читать договор с банком перед тем, как подписывать его. «Кроме того, финструктуры предлагают разные способы защиты карт, их предложениями нужно активнее пользоваться», — считает юрист.

Пользуются спросом

Основная причина роста кибермошенничества кроется в увеличении количества самих карт. «Этот факт, а также невнимательность клиентов при оформлении и использовании карт приводят к увеличению числа незаконных списаний», — отмечает начальник процессингового центра Ощадбанка Александр Сотник. Поэтому банкиры, разумеется, советуют не разглашать информацию о платежной карте, особенно PIN-код.

«Не предоставляйте данные о карте по требованию посторонних лиц, в том числе и работников банка. А если просят — звоните в учреждение, которое выдало карточку, и сообщайте об этом», — рекомендует заместитель начальника управления информационной безопасности Ощадбанка Александр Яловничий. Но даже сохраненный в тайне PIN-код не спасет от мошенников, если получать наличные человек предпочитает в «чужих» банкоматах. По словам сотрудника службы безопасности Альфа-Банка (Украина) Сергея Досенко, люди нередко пользуются терминалами других банков, расположенными на незащищенной территории. Например, на улице. На таких машинах легче всего установить считывающие устройства. По информации МВД, в прошлом году только за декабрь в Украине было выявлено более 20 банкоматов различных банков со встроенной аппаратурой. Благодаря ей мошенники копируют данные карт, а потом «чистят» их.

Опасности подвергаются и карты, которыми владельцы рассчитываются за услуги в заведениях общепита, на заправках, за покупки в торговых сетях и интернете, в том числе за рубежом. Преступников в основном интересуют карты VIP-класса (Gold, Platinum). Это понятно: у людей с картами VIP-категории деньги на счете должны быть. «Однако, судя по результатам прошлого года, можно утверждать, что и платежные карты уровнем ниже также стали пользоваться «спросом» у мошенников», — говорит начальник управления платежных карт Еврогазбанка Татьяна Ковач.

Доступ заблокирован

Банки хоть и не спешат брать на себя вину за хищение средств с карт, но и потерять клиентов после инцидентов, особенно с картами VIP-класса, не хотят. Поэтому стремятся предотвратить мошенничество. Для этого они постоянно мониторят операции по счетам клиентов. И если сталкиваются с нетипичными транзакциями, могут до выяснения ситуации карту вообще заблокировать. «Например, это возможно в том случае, если клиент пользуется картой за границей, но не предупредил банк по телефону или через интернет-банкинг о том, что будет пребывать в другой стране», — отмечают в пресс-службе АктаБанка.

Что касается клиента, то он может повысить надежность «пластика», к примеру, купив не обычную, а чипованную карту. В Украине они дуальные — с магнитной лентой и чипом, из‑за того что у многих банкоматов нет функции считывания чипа. Даже если преступники подделают магнитную ленту такой карты, снять деньги с нее все равно не смогут.

«У чипованных карт есть специальные коды. При попытке мошенников снять средства с такой карточки на терминале будет высвечиваться информация о том, что карта должна быть с чипом, а также просьба вставить ее в чипридер», — объясняет заместитель главы совета директоров Дельта Банка Марчин Фиглус.

Сдерживающий фактор для широкого применения чипованных карт — их цена. «Использование чиповой технологии удорожает производство карты на $ 5‑10», — отметил заместитель председателя правления ПУМБ Леонид Скалозуб.

Для клиентов банков чипованные карты стоят на 30‑100 % дороже, чем магнитные. Хотя в последнее время, с выведением их в сегмент среднего класса, стоимость снизилась. «В среднем они сейчас на 30 % дороже, чем карты на базе магнитной полосы», — уточнила начальник отдела мониторинга операций и контроля рисков банка «Финансы и Кредит» Олеся Гутник.

Еще один способ дополнительной защиты — страховка. Страховые полисы предлагают во многих банках одновременно с открытием счета. «В зависимости от типа выпущенной карты существуют программы с разным покрытием рисков и разными страховыми суммами. Стоимость пакетов от 80 грн до 300 грн за год», — рассказывает начальник управления банковской безопасности ОТП Банка Андрей Белобровко.

Первым делом

Банкиры и юристы едины во мнении: прежде чем покупать дополнительную защиту, обязательно нужно воспользоваться теми «замками», которые легко установить. Во-первых, открывая банковский счет, клиент должен удостовериться, что в случае мошенничества финучреждение гарантирует ему возврат денег. Для этого важно почитать договор. Во-вторых, нужно подключить услугу sms-информирования обо всех операциях на карте. Так, по крайней мере, можно будет сразу отреагировать на «вторжение» чужих, заблокировав ее.

В-третьих, надо сразу выяснить сумму страхового покрытия и установить суточный лимит снятия средств с карты, советует начальник управления безопасности карточного бизнеса Надра Банка Вячеслав Федотенко. Именно управление лимитами на картах и опциями безопасности в интернете, по мнению Сергея Досенко, самый простой, дешевый и надежный способ защиты. «Стоимость услуги пакетного обслуживания — 10‑15 грн в месяц. Это позволяет держать деньги в закрытом «кошельке», который можно «открыть» по мере надобности», — уверяет он.

Но если кража денег с карты все же произошла, банкиры рекомендуют не медлить. В первую очередь следует позвонить в службу круглосуточной поддержки банка (телефон находится на обратной стороне карты) и заблокировать карту, советуют в пресс-службе ВТБ Банка.

После этого человеку нужно пойти в отделение банка, написать заявление о случившемся и получить выписку по карточному счету для правильного определения украденной суммы. Согласно ст. 37.2 закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине», банк должен рассматривать заявление клиента не дольше 90 календарных дней. В реальности этот срок может составлять от нескольких дней до года. «Все зависит от необходимости запросов от торговых точек и получения ответов из зарубежных банков. Однако в простых случаях, если банк уверен в невиновности клиента, тот может рассчитывать на возврат денег в течение 7‑14 дней», — уверен Вячеслав Федотенко.

Нередко потерпевшему предлагают также написать заявление в милицию. Тогда, если мошенников найдут, они вернут деньги. Но и банкиры, и юристы скептически относятся к такой перспективе. «Известно много резонансных «карточных» краж. Но мошенники до сих пор гуляют на свободе, а люди ждут своих украденных денег», — констатирует Александр Белоус.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама