Економіка

правила игры

Счет за оккупацию. Договор Украины и России о защите инвестиций предполагает компенсацию при отчуждении крымских предприятий

После присоединения Крыма к России новое, не признанное Киевом правительство автономии составило предварительный список предприятий, подлежащих национализации. В интервью российским СМИ нелегитимный премьер-министр Крыма Сергей Аксенов заявил, что пока речь идет об объектах флота ВМС Украины и «Черноморнефтегаза». Заместитель Аксенова Рустам Темиргалиев сообщил, что процесс национализации гос­активов уже начался. По его словам, в ближайшее время помимо «Черноморнефтегаза» в собственность Крыма перейдут предприятия «Укрзалізниці» и ряд санаториев. Оба чиновника уверяют, что национализации будут подлежать лишь госпредприятия, тогда как активы коммерческих структур останутся у прежних собственников. Но даже в этом случае бизнес ожидает переформатирование деятельности под российское налоговое законодательство.

Отложенные последствия

По словам Темиргалиева, если компании зарегистрированы и работают легально, имея право собственности на те предприятия, которые они эксплуатируют, их деятельность не будет подлежать пересмотру. Если же нет, остается предполагать, что к таким субъектам хозяйствования будут применены процедуры отчуждения имущества. Опрошенные «Капиталом» юристы утверждают, что в случае национализации частных предприятий первое, что их ожидает — смена менеджмента. Как отметил партнер МЮГ AstapovLawyers Олег Мальский, второй вопрос, который возникнет, — исполнение договорных обязательств. «Некоторые контрагенты могут посчитать, что национализация является форс-мажорным обстоятельством, которое освобождает стороны от исполнения своих обязательств», — подчеркнул юрист. Вполне логично, что в такой ситуации компании могут столкнуться с вопросом компенсаций. Более того, в случае если такие предприятия имеют активы на территории континентальной Украины, они могут быть арестованы либо заморожены в счет обязательств, полагает Мальский.

Выставить счет

Вопросы экспроприации в случае Украины и России регулируются ратифицированным в 1999 г. соглашением между правительствами двух стран о поощрении и взаимной защите инвестиций. Согласно этому документу, уточняет партнер МЮФ Integrites Всеволод Волков, экспроприация или национализация возможны только в общественных интересах в установленном законодательством порядке. «Рассматривая ситуацию в Крыму, пока сложно говорить о том, что местные власти на полуострове и Россия осуществляют экспроприацию имущества «Нафтогазу», Ощадбанка и ряда здравниц в общественных интересах», — отметил собеседник. По словам юриста, даже если требование, предусмотренное соглашением, будет соблюдено, экспроприация должна сопровождаться «быстрой, аде­кватной и эффективной выплатой компенсации». «Пока не было заявлено о том, что российская сторона намерена выплатить какие‑либо компенсации в соответствии с международными обязательствами», — говорит Волков. При этом, как сказано в соглашении, размер компенсации должен соответствовать рыночной стоимости активов. К тому же она должна выплачиваться с учетом процентов, начисляемых с даты экспроприации до даты выплаты по процентной ставке для трехмесячных депозитов в долларах США на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR), плюс 1 %.

Судебные перспективы

О намерении взыскать с России компенсацию за экспроприированные госактивы заявил премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, в Кабинете министров изучают возможность подачи в международные суды судебных исков относительно возмещения Украине ущерба за оккупацию Крыма. Юристы вероятность положительного исхода для украинской стороны в подобных делах оценивают как достаточно высокую. Тем не менее, как отметил Всеволод Волков, когда речь идет о национализации предприятий, подразумевается, что государство осуществляет этот процесс на своей территории. Однако формально под эту норму ситуация с предприятиями в Крыму не подпадает, поскольку вхождение Крыма в состав России не признает ни Украина, ни ряд западных стран. «Нужно понимать, что территория Крыма оккупирована иностранными войсками и фактически контроль там принадлежит России. Я думаю, что, несмотря на коллизию признания или непризнания территорий, в международных судах у нас будет хорошая позиция, чтобы требовать компенсации за те действия по национализации, которые проводит Россия или Крым», — полагает партнер Integrites.

Заложники ситуации

Что же касается судьбы крупного бизнеса в Крыму, в частности предприятий финансово-промышленных групп, то вопрос в том, будут ли их активы объявлены подлежащими национализации. Теоретически попасть под этот процесс они могут по тому же принципу, что и государственные активы. Хотя пока никаких официальных заявлений относительно отчуждения предприятий коммерческих структур сделано не было. «Судьба таких активов зависит в большей степени от того, были ли они оформлены на крымские предприятии или каким‑то другим образом. В первом случае, если мы признаем, что Крым — это иностранная территория, получится, что украинский резидент будет работать на территории другого государства и, соответственно, с другим налогообложением и законодательством», — говорит Всеволод Волков. Во втором случае, по его словам, сложится ситуация, когда предприятия будут вести хозяйственную деятельность на территории Крыма без создания юридического лица. «Судьба этой категории активов следующая — они либо откроют отдельные предприятия в Крыму, либо будут продолжать работать как своего рода постоянные представительства юридических лиц за границей», — добавляет эксперт. В плане затрат ситуация для них может быть двоякой. Если они остаются в той форме, которая есть сейчас, весь их доход будет подлежать налогообложению в Украине. Но если, к примеру, Крым или российская сторона будут настаивать на том, что эти компании должны платить налоги в их казну, то они могут попасть и на украинский налог, и на крымский. Однако вся сложность ситуации в том, что в Украине Крым российской территорией не признается.

Какие затраты ожидают компании в случае перерегистрации бизнеса в рамках российского законодательства — вопрос неоднозначный, подтверждает Олег Мальский. По его мнению, возможны два сценария развития событий. Первый — введение переходного периода для перерегистрации документов. Это будет касаться внесения в новый реестр как объектов недвижимости, так и тех, которые подлежат налоговой эксплуатации, а также земельных участков. «В дополнение к объектам недвижимости перерегистрации будут подлежать и корпоративные права. Так как российское законодательство отличается от украинского, необходимо будет не только перерегистрировать права собственности, но и менять учредительные документы: устав компании и пр.», — разъяс­няет Мальский. Второй сценарий, по его словам, предусматривает, что на протяжении определенного периода времени — хотя бы нескольких лет — украинские правовые документы как на недвижимость, так и на корпоративные права будут сохранять свое действие.

Офшорный фактор

Если же крымские компании зарегистрированы в офшорных юрисдикциях, то, по мнению Мальского, это может сыграть с ними злую шутку, учитывая последние намерения деофшоризации в российском законодательстве. «Последние тенденции российского законодательства предусматривают дополнительное налогообложение, если владельцами являются фактически граждане РФ. Но с другой стороны, если собственность в Крыму была оформлена через иностранные холдинговые компании, это позволяет использовать договора о защите инвестиций в данных юрисдикциях и подавать иски о репатриации с требованием компенсации», — убежден собеседник. Поэтому, по его мнению, последствия регистрации в офшоре зависят от того, собирается ли компания продолжать свою деятельность в Крыму или же намерена требовать компенсации.

Дело за малым

Сложнее обстоят дела для малого и среднего бизнеса, работающего по упрощенной системе налогообложения. Судя по заявлениям крымских чиновников в прессе, до конца 2014 г. на территории полуострова будет действовать налоговое законодательство Украины. Но в дальнейшем упрощенцы окажутся главными лицами, которые пострадают от перехода Крыма в состав РФ, полагает Всеволод Волков. «Ведь налоговое законодательство РФ не предусматривает возможности работы на едином налоге, который действует в Украине», — отмечает юрист. По его мнению, перерегистрация бизнеса в других регионах Украины не станет для крымских предпринимателей выходом из ситуации. «Смена прописки подойдет лишь тем, кто, например, занимается поставками продукции на полуостров, компаниям, которые там зарегистрированы», — уточняет юрист.

Длительного переходного периода новые власти крымскому бизнесу не обещают. По информации Рустама Темиргалиева, этап адаптации может занять около полугода. Едва ли не единственное утешение для бизнеса — обещание, что все крымские компании смогут бесплатно перерегистрироваться в рамках российской юрисдикции.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама