Інтереси

психология

Как знание собственных цветовых предпочтений помогает в жизни

Как знание собственных цветовых предпочтений помогает в жизни
Цвет интерьера воздействует на человека, поэтому к выбору оттенков надо подходить c умом
Фото: Fotobank.ua

Несколько лет назад знакомый предприниматель, который занимался производством оборудования для птицефабрик, задался вопросом: в какой цвет красить автопоилки для кур, чтобы повысить продуктивность бизнеса? Какой цвет положительно влияет на яйценоскость и прочие показатели куриного здоровья? Мы нашли статью в научном журнале о позитивном влиянии ярко-желтого цвета. Оборудование покрасили в этот цвет. Через пару месяцев оказалось, что на директоров фабрик желтый производит неизгладимое впечатление. Предприниматель заявил, что насчет яйценоскости не уверен, но продажи у него повысились.

Если же говорить серьезно, то влияние цвета на настроение, эмоции, психологическое состояние человека и шире — на его здоровье — исследуют современные ученые, а практики пользуются знаниями о цвете как средстве воздействия на психику с древних времен. Например, для лечения в разные времена применяли разноцветные лекарства, еду определенной цветовой гаммы. Особое настроение при богослужениях в самых разных религиях создавали в том числе и с помощью цвета и света. Потребность раскрашивать мир как средство самовыражения существовала давно.

Все оттенки красного

Исследователи говорят об универсальности цветового воздействия и закономерностях, не связанных с национальными особенностями и культурными символами. Даже на животных цвета оказывают воздействие. К примеру, когда в одном из экспериментов селезням закрывали глаза черной повязкой, их сексуальная потенция ослабевала. А когда селезней на 120 часов помещали под оранжево-красный свет, то сексуальная активность повышалась.

Канадский ученый Гарри Вольфарт провел эксперимент: в течение нескольких минут показывал студентам оранжево-красный цвет. До и после эксперимента измерял пульс, давление крови и частоту дыхания. Оказалось, что после рассматривания оранжево-красного цвета все эти вегетативные функции повышались. На темно-синий цвет нервная система студентов реагировала как на успокоительное: частота пульса падала, артериальное давление снижалось, дыхание замедлялось. Цвет может корректировать состояние человека: поднять настроение и активизировать, успокоить и расслабить, повысить или снизить аппетит. Так, в пасмурный день за окном мы видим только серость, и настроение сразу начинает ухудшаться. Ученые и дизайнеры давно научились использовать свойства цвета в своей практике. Если, например, человек подолгу находится в одном и том же помещении, осознанное применение цветовых оттенков позволяет влиять на его психику либо гармонизируя ее, либо действуя разрушительно и создавая общий дискомфорт.

По законам Люшера

9 сентября 2014 года исполнится 91 год создателю знаменитого цветового теста швейцарскому психологу Максу Люшеру (эта диагностика помогает измерить психофизиологическое состояние человека, стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. — «Капитал»). По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными. Это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния.

Смысл теста в том, чтобы отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, общепринятыми вкусами, и постараться выбирать цвета только исходя из личного отношения. Поскольку выбор цвета основан на бессознательных процессах, он способен раскрыть, каков человек на самом деле, а не то, каким он себя представляет или хотел себя презентовать, как это часто случается при использовании прочих методов опроса.

Сторонники применения теста Люшера утверждают, что он позволяет провести быстрый и глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов. В этом известном и широко применяемом тесте цвета, наиболее влияющие на физиологию и психологию человека, были экспериментально подобраны из 4500 тонов.

В результате многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что существует биологическая врожденность предпочтений цветов. Так, дети в возрасте до одного года — независимо от расы, пола, места проживания — отдают предпочтение красному, оранжевому и желтому вместо зеленого, голубого и фиолетового. Именно поэтому использование детьми красок в их рисунках служит психологам одним из четких диагностических маркеров. Например, если преобладают темные тона — это безошибочно указывает на кризисное состояние и потребность в психологической работе с ребенком. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.

Сам себе цветотерапевт

Существуют особые стимулы, которые использует цветотерапия, хотя тут применяют не вполне научно обоснованные (за что ее часто критикуют), но эмпирически вполне подтвержденные методы.

Так, покупая одежду, обустраивая жилье или место работы, стоит уделить внимание впечатлению, которое разноцветный бытовой реквизит производит на нас самих и на других людей. Не слишком ли надоело окружающим созерцание одного и того же вашего костюма? Как влияет цветовое решение дизайна рабочего места на продуктивность труда? В конце концов, какой галстук надеть?

Кстати, о галстуке для выступления: существует простое правило: чем короче будет выступление, тем ярче должен быть галстук. И наоборот — мелькание яркого галстука в течение рабочего дня может вызвать немалое раздражение, особенно если люди вокруг внимательны к эстетическим деталям.

Настроение человека вполне может определяться цветом стен, а отношение к нему окружающих — цветом его галстука. Ведь цвета — это символы, находящиеся в области коллективного бессознательного.

Кроме физиологического воздействия на организм, цвет имеет и сугубо культурные, символические интерпретации. Если человек скорее социален, чем внимателен к чувствам, эмоциям и ощущениям, то цветовому символизму он придает намного больше значения в своем субъективном опыте, чем чувственному и физиологическому восприятию. И тогда он начинает убегать от ни в чем не повинных черных кошек, повязывать красную нить на запястье, ни за что не оденет новорожденного мальчика в розовое и будет как ребенок радоваться перекрашенной в желто-синий цвет звезде на московской высотке. Невеста в черном, а участник траурной церемонии в белом воспринимаются чуть ли не как революционеры или сумасшедшие, поправшие общепринятые правила.

Консервативный зеленый

Существуют даже типизации личности по предпочитаемому цвету: деловые, ответственные и закрытые синие; легковозбудимые красные; консервативные и честолюбивые зеленые; оптимистичные желтые; импульсивные фиолетовые; креативные оранжевые, отстраненные серые, респектабельные черные и так далее. Насколько такая типизация точна и научно обоснованна? Как и любое обобщение, цветовая типология часто хромает, но ее несомненный плюс в том, что она учит лучше разбираться в людях, повышает чувство уверенности, делает более эффективным общение с людьми, с которыми нас связывают как деловые, так и личные отношения.

Согласно Люшеру, постоянное пристрастие человека к определенному цвету объясняет его характер, а неожиданные «всплески» — его настроение в данный момент.

Почему мы предпочитаем одни цвета, игнорируя другие? Кто‑то считает, что просто нам так нравится, мы же действуем под настроение. Но психологи утверждают: не все так просто. Настроение и характер далеко не всегда совпадают, их можно сравнить с погодой и климатом. В местности с ровным климатом иногда случаются бури и циклоны. Так и в выборе цвета — можно всю жизнь предпочитать одну гамму, но в какой‑то момент неудержимо захочется окружить себя противоположным цветом. И это имеет индивидуальные причины. Не стоит недооценивать влияние цвета — порой он стимулирует возникновение определенных реакций, которые могут сказаться на принятии решений. Часто мы не замечаем этого влияния. Профессионально обоснованием цветовых решений занимаются рекламщики, дизайнеры, художники. Но и для тех, чья деятельность не связана с визуальными эффектами, умение осмыслить отношение к окружающему миру через цвет может оказаться полезным для познания, управления и влияния.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама