В прокат выходит претендент на «Оскар» от Украины — историческая драма «Поводырь»

В прокат выходит претендент на «Оскар» от Украины — историческая драма «Поводырь»
История отношений слепого кобзаря Ивана Кочерги и прибившегося к нему американского сироты — только одна из линий в исторической драме Олеся Санина «Поводырь»

Для Олеся Санина, режиссера ленты «Поводырь», которая выходит в широкий прокат 13 ноября, ставшая основой сюжета история всегда была очень личной. В детстве Санин некоторое время был поводырем у слепого кобзаря. Во взрослом возрасте — научился делать бандуры своими руками. Полнометражным дебютом Санина в 2003 году стала картина «Мамай» о казаке, который в традиционной культуре изображен с кобзой в руках. Новый фильм, где Санин выступает и режиссером, и соавтором сценария, — снова исторический, но при этом рассчитан на гораздо более широкую аудиторию.

В 1932 году в Харьков, который тогда был и политической, и культурной столицей Украины, приезжает американский инженер Майкл Шемрок. Американец искренне верит в победу социализма и помогает украинским рабочим строить тракторы. Он также влюблен в восходящую звезду местного театра Ольгу Левицкую (певица Джамала) и собирается сделать ей предложение, в чем чистосердечно признается агенту НКВД Владимиру (Александр Кобзарь). У того — свои планы на Ольгу. К тому же Майкла подозревают в попытке передать американскому журналисту в Москве секретные документы. Американца убивают, но у него остается 11‑летний сын Питер. Мальчик прибивается к слепому кобзарю поводырем. Впрочем, кобзарь Иван Кочерга (звезда киевского Молодого театра Станислав Боклан) оказывается не таким уж простым. Когда‑то он воевал в армии УПА, чудом выжил после расстрела и теперь странствует по Украине, исполняя патриотические песни о казаках и свободе. Он уверен, что эти песни помогут поднять людей на большое восстание. Советская власть с ним, похоже, согласна. Поэтому собирает кобзарей в Харьков якобы на съезд, а на самом деле — для того, чтобы уничтожить всех одним махом.

История об уничтожении кобзарей вместе с идеей о силе кобзарской песни — центральное в «Поводыре». По крайней мере, так задумывал Санин. Но фильм у него получился более многослойным. Картина начинается как любовная драма, потом превращается в приключенческий экшен. На этом этапе выясняется, что хоть кобзари и незрячие, но палицей могут легко завалить банду злодеев. Еще через какое‑то время лента снова возвращается к любовной драме — уже по линии Ивана Кочерги. Потом становится драмой исторической: произвол агентов НКВД, голод, преследования и аресты кобзарей.

Эти жанровые и сюжетные скачки легко могли бы превратить «Поводыря» в бессмысленную кашу. Но сценаристам удалось избежать катастрофы: линии всех героев рассказаны логично, все концы сходятся. Более того, авторам сценария удалось почти невозможное: в исторической драме с этническими мотивами они удержались от шароварщины. Еще одно достоинство картины — операторская работа Сергея Михальчука. Даже если бы фильм получился хуже, его стоило бы посмотреть только за то, что каждый кадр — почти живописное полотно, в котором даже расфокус камеры использован как художественный прием.

Недостатков у фильма всего два. Во-первых, актеры, среди которых большинство — либо театральные звезды, либо аматоры, иногда переигрывают. А во‑вторых, умудрившись почти везде избежать клише, создатели фильма срываются в одной из ключевых сцен: предаваясь скорби, главный герой театрально падает на колени и протяжно кричит в небо имя своей погибшей возлюбленной. Потом картина возвращается в норму. Этот срыв, в принципе, можно простить. Хотя бы потому, что в целом «Поводырь» — один из самых жизнеутверждающих фильмов в новом украинском кино. И по качеству, и по смыслу.

В том же духе

«Мачука», 2004
Режиссер: Андрес Вуд
В ролях: Матиас Кер, Ариэль Мателуна

Директор престижной католической школы поддается левацким настроениям и открывает заведение для детей из бедных семей. Так живущий в трущобах 11‑летний Педро Мачука попадает в высшее общество и становится лучшим другом Гонсало, ребенка из очень зажиточной семьи. Впрочем, чилийский режиссер Андрес Вуд снял фильм не столько о дружбе мальчиков из разных слоев общества, сколько о самом обществе и о том, как его видят дети. Действие «Мачуки» разворачивается в 1973 году, когда на смену марксисту Альенде вот-вот придет диктатор Пиночет.

«Жизнь других», 2006
Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
В ролях: Ульрих Мюэ, Себастьян Кох

В 1984 году в Восточной Германии активно работала тайная полиция Штази. Главная задача ее сотрудников — следить за гражданами вообще и особенно пристально за привлекающими к себе внимание общества. Однажды таким становится известный драматург Георг Драйман: он неосмотрительно заводит громкий роман со знаменитой актрисой. И со временем прикрепленный к нему агент Штази превращает его жизнь в ад. Для Доннерсмарка «Жизнь других» стала полнометражным дебютом и принесла «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».

«Операция «Арго», 2012
Режиссер: Бен Аффлек
В ролях: Бен Аффлек, Брайан Крэнстон

В 1979 году из Тегерана в разгар революции исламистов в Иране пытаются выбраться сотрудники американского посольства. Революционеры намерены взять их в заложники и, скорее всего, устроить показательную расправу. Но на выручку соотечественникам отправляется агент ЦРУ Тони Мендес (Бен Аффлек). Он прикидывается режиссером, который ищет локацию для нового фантастического экшена, а сотрудники посольства изображают его команду. Основанный на реальных событиях напряженный триллер о противостоянии человека системе принес Аффлеку «Оскар» как лучший фильм года.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама