Интересы

театр

Киевская сцена: 
тогда считать мы стали раны

Киевская сцена: 
тогда считать мы стали раны
«Лебединое озеро» иллюстрирует картину театральной жизни Киева: темные силы побеждают
Фото: Алексей Солодунов

В сезоне-2012 / 2013 были качественные спектакли и успешные премьеры, но больше всего выдалось скандалов и как никогда много потерь. Всего за четыре месяца — с апреля по июль — столько же и убытков. Из Национальной оперы ушел художественный руководитель балета Денис Матвиенко. Закрылся «Киев модерн-балет». Приказал долго жить театр «Відкритий погляд». На грани растворения оказалась «Вільна сцена».

Гнить столичная театральная рыба начала, как и положено, с головы: опера в любой стране считается основной постановочной и представительской площадкой. Проблема не в том, что до сих пор от нашей веет нафталином, что новых спектаклей мало, что сделаны они в стилистике ХIХ века. И даже не в том, что Матвиенко — единственный в мире обладатель четырех Гран-при международных конкурсов артистов балета, находящийся на пике творческого расцвета.

Из-за подковерных игр мы потеряли и творческую единицу, и организатора с системным мышлением. За полтора года, помимо рядовой работы и гастролей, Матвиенко удалось уговорить на сотрудничество таких разных по манере, мировосприятию, возрасту, опыту хореографов, как Эдвард Клюг, Михаил Мессерер и Наталья Макарова, каждая постановка которых — «Radio and Juliet», «Класс-Концерт» и «Баядерка» — будоражила здешний репертуарный омут. А значит, показывала нам, что и в академических стенах балет может быть другим: классическим и дерзким одновременно, чутким к трендам и маневренным. Да просто неоднородным.

В ближайшее время ничего подобного не увидим. Чтобы как‑то прикрыть рубище, руководство обещает переосмысленного «Запорожца за Дунаем» и алчет появления в начала 2014 г. балетмейстера Бориса Эйфмана, ангажированного сделать «Анну Каренину». Связь между этими событиями и логика процесса отсутствует.

Летопись столичной театральной «усушки» продолжил Раду Поклитару, семь лет удерживавший на собственном авторитете и связях «Киев модерн-балет». Показав в конце сезона мрачное «Лебединое озеро», отец-основатель объявил о роспуске труппы, часть которой ушла на вольные хлеба, остальные же остались в Муниципальной опере для детей и юношества, которая сама дышит на ладан. Поклитару не пропадет: он уже получил приглашение в Большой театр ставить вместе с Декланом Доннелланом «Гамлета». А вот мы лишились единственного в стране экспортного образца современной украинской хореографии — пусть неоднозначного, но живого.

В конце июля усоп небольшой симпатичный коллектив «Відкритого погляду», в последние годы занимавшийся только современной драматургией, что для наших театров — смелость из ряда вон. К переформатированию готова и «Вільна сцена», ныне официально числящаяся экспериментальной площадкой Театра драмы и комедии. «Київжитлоспецексплуатація», в здании которой она ютилась, не продлила с театром договор аренды. Конечно, Дмитрий Богомазов уведет свой маленький табор на левый берег, да и его режиссерскому появлению рады не только в столице. Однако этой автономной точки, говорившей со зрителем современным, осмысленным художественным языком, больше не будет.

В драматичной ситуации народ безмолвствует. Такую же позицию занимают и организации, призванные заниматься вопросами профильного благоустройства: Министерство культуры и Главное управление культуры КГГА. Зато Киевсовет подготовил проект решения о ликвидации муниципальной сети театральных касс. Что разумно: если нечем торговать, то и лавочку прикрыть лучше загодя.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама