Мнения

реформы

Что даст Украине децентрализация

После 00.00 15 февраля на Донбассе наступило столь ожидаемое всеми перемирие. Назвать его иначе чем хрупким — значит покривить душой: слишком от многих факторов и сторон зависит то, как будут развиваться события на Востоке Украины. И все же хочется верить, что встав на путь мира, мы уже с него не свернем.

Перемирие стало результатом титанических усилий первых лиц Германии, Франции, России и Украины. Почти суточный переговорный марафон завершился подписанием новых минских соглашений, которые стали логичным развитием Минского соглашения, подписанного в сентябре прошлого года. Главное отличие новых договоренностей от прошлогодних заключается в куда более четко прописанных алгоритме процедур, ведущих к урегулированию, и обязанностях сторон.

Очевидно, что первым и важнейшим этапом будет прекращение огня и развод тяжелых вооружений. Необходимо остановить бойню. А дальше начнется главное — политическое урегулирование.

Минувший год с его ураганными событиями в отечественной и мировой политике поставил перед Украиной множество вопросов, ответы на которые станут условием выживания и развития нашей Родины. Одна из ключевых задач — будущее урегулирование политической и гуманитарной катастрофы, разразившейся на Донбассе.

Новые минские соглашения дают понимание того, каким видят решение основные участники мирного процесса — глубокая децентрализация страны и особый статус для отдельных, не контролируемых Киевом Донецкой и Луганской областей. Упомянута в документе и необходимость в конституционной реформе в Украине.

На сегодняшний день, когда и прочность установившегося мира под большим вопросом, трудно предположить, в чем может заключаться этот особый статус и как он будет реализован и легитимизирован. Закон об особом статусе, за который голосовала Верховная Рада прошлой осенью, может быть использован разве что как основа. В вопросе конституционного закрепления особого статуса, о котором идет речь в соглашении, и вовсе нет согласия между разными ветвями власти в стране и между участниками переговоров.

Давно известно, что Россия стремится перевести Украину на федеративные рельсы, тем самым конституционно закрепив основание, с помощью которого через ограниченный суверенитет гипотетических субъектов федерации северный сосед всегда сможет оказывать определяющее воздействие на украинскую внутреннюю и внешнюю политику.

Интерес украинской власти лежит в плоскости сохранения статус кво — строго унитарного каркаса страны. Европейские партнеры осторожно говорят о разных вариантах автономного статуса для особой территории на Донбассе в составе унитарной страны. В частности, приводился пример автономной провинции Бальцано-Боцен-Южный Тироль, автономной территории на севере Италии, с очень похожим гуманитарным содержанием региональной проблематики.

Пример Италии звучит не случайно. Страна является унитарной республикой, при этом глубоко децентрализована, и, в силу очень разного характера регионов и территорий ее составляющих, она децентрализована ассиметрично.

Что такое ассиметричная децентрализация и почему мы говорим о ней применительно к донбасской проблематике и вопросу конституционной реформы в Украине?

Без серьезных изменений страна не преодолеет нынешний кризис. С момента обретения независимости история украинского местного и регионального самоуправления — это история их увядания и разложения. Ради своего будущего страна должна сбросить с себя ярмо гиперцентрализации. Разумеется, нынешние власть предержащие хотели бы сохранить за собой максимум властных полномочий. Однако власть вынуждена будет пойти на децентрализацию, хотя и сделает все возможное, чтобы максимально выхолостить ее содержание. Нужно понимать, что какой будет эта реформа, зависит только от нас, от нашего здравого смысла и гражданской позиции.

Украина — страна, лоскутная по экономическому потенциалу регионов, слоеная в культурном и социальном отношении. То, что может позволить себе экономически развитый регион — высокую степень автономности от центрального бюджета, обязательства в социальной сфере, фискальную и экономическую автономию, для других, глубоко дотационных регионов, совершенно неприемлемо. Где-то децентрализация создаст новые точки роста, обусловит быстрое развитие региона, а где-то создаст угрозы для эффективного управления регионом и обеспечения его жизнедеятельности.

Именно поэтому ассиметричная децентрализация по итальянскому образцу — политико-административное устройство, предполагающее наличие субъектов с разным статусом, разными правами и полномочиями, разной степенью автономности от центра — представляется наиболее перспективным вариантом для украинской конституционной реформы.

В стране формируется баланс сил между регионами и центром, сокращается коррупционная база, создаются условия для развития институтов местного и регионального самоуправления, гражданского общества.

Именно поэтому, когда мы говорим об особом статусе для отдельных регионов Донецкой и Луганской областей как неизбежности на пути к миру, хорошо бы нам задуматься над тем, что настоящая децентрализация страны — это возможность получить такой же особый статус для любой территориальной единицы Украины, которая его востребует и будет готова не только получить новые полномочия, но и взять на себя новые обязательства перед страной и гражданами.

Источник: Forbes
Завантаження...
Комментарии (4)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Dmitriy Azimov 03 октября 2016, 14:24

Створено новий амбітний проект #Водавсело, метою якого є поширення отриманого досвіду серед усіх зацікавлених сторін із тим, щоб кількість систем водопостачання, створених за цією моделлю, збільшувалася, забезпечуючи доступ до якісного водопостачання більшій кількості сільського населення в Україні:

http://vodavselo.info/

0
Oleksiy Pyliov 29 июня 2015, 15:23

Кстати, этот жирный эксперт Павлив является автором флага для российского политического проекта "Новоросия". Совпадение? *** там!

0
Oleksiy Pyliov 29 июня 2015, 15:22

О,

0
Денис К. 01 марта 2015, 09:15

Хочется видеть больше политической воли и инициативы Правительства в проведении реформы, успех которой - в ее гибкости, необходимости объективно учитывать все особенности каждой самостоятельной Громади (по-польски - Гмина). А как иначе? Индивидуальный подход усилит эффективность внедрения реформы, сделает ее привлекательнее для местного населения:

http://gazeta.dt.ua/internal/reformuyemo-misceve-samovryaduvannya-yak-u-polschi-hto-bilshe-_.html

0
реклама
реклама