Ученым удалось восстановить самый древний рецепт хлеба

Ученым удалось восстановить самый древний рецепт хлеба

Группа международных исследователей «расшифровала» самый древний рецепт хлеба. Как передает вещательная корпорация BBC, ему более 14 тыс. лет.

Ранее считалось, что технология изготовления хлеба зародилась в Турции более 9 тыс. лет назад. Однако последние открытия, сделанные во время археологических раскопок в Черной пустыне в Иордании, свидетельствуют о том, что процесс хлебопечения, вероятно, существовал еще за 5 тыс. лет до этого. «Это самое раннее доказательство того, что мы действительно можем назвать кухней, в которой присутствует смешанный пищевой продукт», — утверждает профессор Дориан Фуллер из Университетского колледжа Лондона.

Ученые попытались воссоздать древний рецепт в лаборатории. Для этого эксперт Института археологии Университетского колледжа Лондона Лара Гонсалес Карретеро проанализировала 24 обнаруженных во время раскопок хлебных крошки под электронным микроскопом. «Это был хлеб из муки дикой пшеницы и ячменя, смешанной с водой, приготовленный в камине. В него также добавлялась мука из клубней диких растений, которая придавала изделию немного ореховый, горьковатый вкус», — сказала она. Как считают специалисты, в такой хлеб древние люди могли заворачивать жареное мясо. Таким образом, будучи самым старым хлебным изделием, он также может быть самым древним бургером.

При раскопках в Черной пустыне археологам удалось обнаружить два здания. В каждом из них находился большой круглый каменный камин, внутри которых и были найдены обугленные хлебные крошки. В результате изучения образцов продукта под микроскопом исследователи выявили контрольные признаки измельчения, просеивания и замешивания.

По мнению экспертов, процесс производства хлеба состоял из нескольких этапов. На первой стадии происходило измельчение зерна и клубней диких растений для получения муки тонкого помола. Далее ее смешивали с водой и выпекали хлеб в горячей золе камина или на горячем плоском камне. Предполагается, что изделие было похоже на лепешку и немного напоминало современный многозерновой хлеб. Исследователи считают, что древние люди, основными занятиями которых были охота и собирательство, пекли хлеб по случаю крупных праздников и торжеств.

Процесс хлебопечения возник еще до появления земледелия, когда люди начали выращивать зерновые культуры и одомашнивать диких животных. Данные исследования свидетельствуют о том, что, вероятно, выращивание зерновых было движущей силой сельского хозяйства того времени. «Это, в свою очередь, говорит об одном из возможных мотивов того, почему люди позже решили выращивать и окультуривать пшеницу и ячмень, поскольку именно эти растения тогда занимали особое место среди продуктов питания», — утверждает профессор Фуллер.