Экономика

энергетика

RAB-тарифы: реформа или проблема?

10237
RAB-тарифы: реформа или проблема?

Цены на электроэнергию могут вырасти не только из-за тарифов производителей, но и из-за распределительных компаний.

С 1 апреля Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), может начать утверждать новые тарифы для облэнерго. Они предусматривают выделение отдельной части прибыли на модернизацию электросетей.

Хотя это произойдет не сразу, не будет распространяться на все облэнерго, и не повлияет на цены для потребителей напрямую, эксперты соглашаются: подорожания электричества из-за введения новых тарифов не избежать.

Но позволит ли это модернизировать энергетическую инфрастурктуру и улучшить качество услуг?

Откуда пошли RАВ-тарифы и что это такое?

RАВ (Regulatory asset base — регуляторная база активов) — это все производственные мощности, которыми обладают облэнерго (областные распределительные компании), для передачи электрического тока от производителей к потребителям: провода, опоры, трансформаторы и тому подобное.

RАВ-тарифы — это тарифы, в которых предусмотрена определенная доля прибыли, идущая на обновление инфраструктуры. Она будет определяться в зависимости от стоимости активов распределительной компании.

Отсюда и другое название новой методики — «стимулирующие тарифы», потому что они, по замыслу НКРЭКУ, должны поощрять владельцев облэнерго обновлять инфраструктуру.

Нынешняя система, по которой считаются тарифы, предусматривает, что облэнерго просто суммируют все свои расходы, а НКРЭКУ утверждает их.

И хотя регулятор может и отказаться утверждать определенные расходы, де-факто система «издержки +» позволяет облэнерго раздувать свои расходы, ничего не вкладывая в модернизацию.

Своим решением НКРЭКУ установил одинаковую долю прибыли — 12,5%, выделяемых на модернизацию как старых, так и новых активов компаний.

Кто и когда решил это ввести?

В течение последних нескольких лет правительство, регулятор и участники рынка обсуждают варианты привлечения инвестиций в модернизацию энергетической инфраструктуры.

В конце июля 2017 НКРЭКУ принял решение, что меняет методику расчета тарифов для компаний, которые распределяют электроэнергию.

В январе 2018 постановление НКРЭКУ было обнародовано в «Урядовом курьере», и комиссия получила право вводить новые тарифы.

Как сообщил председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк, новые тарифы не будут вводиться сразу с 1 апреля — для этого по крайней мере должны пройти общественные слушания в соответствующих регионах, а их итоги должна рассмотреть НКРЭКУ. Следовательно, и срок фактического введения новых тарифов несколько подвигается:

«У нас только начинается процедура проведения общественных слушаний в областях, она займет около месяца. Добавьте к этому время на проведение общественных слушаний на уровне НКРЭКУ, и вы получите 2,5 месяца, в течение которых стимулирующие тарифы не будут введены».

Кроме того, новые тарифы не будут распространяться на все компании, а только на те, которые не имеют долгов перед ГП «Энергорынок».

Что изменят RAB-тарифы для потребителей — версия НКРЭКУ

В НКРЭКУ называют это решение частью реформы энергетики и ссылаются на европейский опыт.

«Тарифы для населения на электрическую энергию в Украине самые низкие в Европе. Внедрение нового рынка электрической энергии позволит установить справедливый уровень на качественные и постоянные услуги благодаря конкуренции и стимулированию эффективности», — говорит председатель комиссии Дмитрий Вовк.

Он напоминает, что первой страной, которая ввела стимулирующие тарифы еще в 1989 году, была Великобритания.

По его словам, сейчас украинские электросети в среднем изношены на 72%, и для того, чтобы потребители и в дальнейшем могли получать качественные услуги, нужны миллиардные инвестиции в их обновление.

Поэтому, в НКРЭКУ считают, что RАВ-тарифы — это то, что может обеспечить инвестиции в модернизацию инфраструктуры.

В 2016 году, когда вопрос введения стимулирующих тарифов только обсуждался, Дмитрий Вовк признавал, что внедрение RАВ-тарифов повысит стоимость электроэнергии, и оценивал это повышение в 10%.

Теперь председатель НКРЭКУ утверждает, что и после возможного повышения тарифы на электроэнергию в Украине будут ниже, чем самые низкие тарифы в Европе.

Кроме того, по словам Дмитрия Вовка, по новой формуле нагрузка на потребителя, связанная с инвестициями в модернизацию сетей, будет значительно меньше, чем по формуле «затраты +».

Аналогичная система, по словам председателя НКРЭКУ, уже два года работает для «Укртрансгаза», где стимулирующий тариф даже больше — 15,13%.

По его словам, эти изменения остались незамеченными в СМИ и среди населения, но позволили «Укртрансгазу» успешно осуществлять необходимые шаги по модернизации.

Что изменят RAB-тарифы для потребителей — другие версии

Вместе с тем президент Петр Порошенко, комментируя вопрос введения RAB-тарифов, заявил, что «украинцы не должны платить за эти прихоти», и цена на электричество для населения повышаться не будет. Он также выразил сомнения в том, что система новых тарифов заработает с апреля.

В правительстве заявили, что не причастны ни к самому решению о введении новых тарифов, ни к его обнародованию. Премьер-министр Владимир Гройсман утверждает, что на платежки украинцам новые тарифы повлиять не должны.

Гройсман назвал «несправедливыми» RAB-тарифы в том виде, как их предлагает ввести НКРЭКУ. При этом премьер отмечает, что в целом не против «стимулирующих тарифов», но не поддерживает предложенную регулятором модель, хотя и признает право комиссии на независимые решения:

«Начислять 12% на старые активы неправильно, несправедливо, это может привести к необоснованному повышению стоимости электроэнергии для украинских производителей», — сказал премьер.

Между тем, промышленные потребители также начинают подсчитывать возможное влияние новых тарифов на их деятельность.

Например, группа «Интерпайп» оценивает свои потери в 2018 году от введения RAB-тарифов и формулы «Роттердам +» в 10 млн долларов.

«В этом году мы потеряем от двух „прекрасных“ энергетических инициатив — RAB-тарифов и „Роттердам +“- почти 10 млн долларов (2 млн долларов и 8 млн долларов соответственно)», — заявил директор по корпоративным отношениям «Интерпайпа» Дмитрий Кисилевский.

Дьявол в деталях?

Кроме вопросов о влиянии «стимулирующих тарифов» на цену электричества для конечных потребителей, обозреватели отмечают и еще ряд спорных моментов, связанных с этими тарифами.

В частности, среди экспертов существуют предположения, что введение новой методики, которую в НКРЭКУ называют прогрессивной, может создать дополнительные преимущества для отдельных компаний вроде того, как это произошло с формулой «Роттердам +», по которой в цену электроэнергии, производимой на тепловых станциях, закладывается цена импортируемого, а не отечественного угля.

К тому же, отмечают эксперты, большинство компаний, которых будет касаться новая методика, являются частными.

Вызывает опасения и решение НКРЭКУ об одинаковой норме прибыли — 12,5% — на все — и старые, и новые — активы облэнерго.

Еще одно замечание: приватизация многих энергетических активов в настоящее время вызывает вопросы, поскольку происходила не очень прозрачно и конкурентно. Отсюда и невысокие суммы, которые нынешние владельцы в свое время заплатили за эти активы.

При этом в 2017 году ФГИ изменил методологию оценки активов облэнерго. Эти изменения почти вдвое увеличили стоимость активов.

Получается, что новый тариф будет начисляться на активы, которые стоили владельцам меньше, чем они оценены сейчас, а потребители уже частично оплатили стоимость их использования через предыдущие тарифы.

Однако, как отмечает председатель НКРЭКУ, такие переоценки активов в свое время сделали Великобритания, Италия, Польша, Чехия.

«Это может показаться разумным, но это не так», — написал в своем блоге старший научный сотрудник аналитического центра Atlantic Council Андерс Аслунд.

«Почти все распределительные компании были приватизированы по ценам, значительно меньше фактической стоимости их активов ... Таким образом, нынешние владельцы дважды выигрывают от своих успешных покупок, в то время как обычные украинцы столкнутся с очередным ростом тарифов на распределение электроэнергии», — считает экономист.

Бывший член НКРЭКУ Андрей Герус в блоге подает свои расчеты того, что получат от новых тарифов владельцы облэнерго и потребители.

Например, если «Киевэнерго» обошелся своему владельцу при приватизации в 3 млрд грн (в расчете на 100% акций), то сейчас его оценка по новой методике составляет 9,5 млрд грн, — подсчитывает эксперт.

Если же посчитать все активы, учесть переоценку и умножить на 12,5% нового «стимулирующего тарифа», то «такие RAB-тарифы увеличат доходы облэнерго в три раза (+30 млрд грн)», считает Андрей Герус:

«Оплачивать это будет вся страна повышенными тарифами», — говорит он.

Источник

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама
Богдан Данилишин