Економіка

налоги

Закон о трансфертном ценообразовании отправился в парламент на первое чтение, несмотря на разногласия между Миндоходов, нардепами и бизнесом

Закон о трансфертном ценообразовании отправился в парламент на первое чтение, несмотря на разногласия между Миндоходов, нардепами и бизнесом
Принятие закона по трансфертному ценообразованию направлено на то, чтобы взять под контроль экспорт и импорт украинских компаний с применением офшоров
Фото: Алексей Солодунов

Вчера Комитет Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики, раскритиковав законопроект о трансфертном ценообразовании, все‑таки отправил его на первое чтение. Правда, депутаты подготовили ряд замечаний к нему, заявил глава комитета, регионал Виталий Хомутынник.
Кабмин разработал этот документ еще в январе и подал его в парламент 12 марта. Однако нардепы остались им недовольными, и 3 апреля комитет снял проект закона с рассмотрения и отправил на доработку на две недели в рабочую группу. Она должна была представить обновленную версию документа или предложить альтернативу. Но это не было сделано, а документ вернулся в комитет в прежнем виде.
Упорство и непоколебимость
Глава Миндоходов Александр Клименко отказался увеличивать порог объема подконтрольных операций. Сейчас законопроект предлагает контролировать уплату налога на прибыль и НДС компаниями, которые проводят операции по продаже или покупке товаров, работ или услуг на общую сумму от 50 млн грн (свыше $ 6 млн) в год со связанными физ- или юрлицами-резидентами и нерезидентами из стран, где ставка корпоративного налога или НДС ниже как минимум на 5 %, чем в Украине. По словам Клименко, Миндоходов уже один раз пошел на компромисс, подняв планку с 10 млн до 50 млн грн.
В его поддержку говорит и зарубежный опыт. Как рассказывает партнер международной юридической группы AstapovLawyers Татьяна Кузьменко, в России такой порог составляет около $ 2 млн, в Канаде — 1 млн канадских долларов (порядка $ 970 тыс.), в Греции — $ 5 млн, в Великобритании — более €10 млн (от $ 13 млн). Но, по мнению бизнеса, планка в 50 млн грн слишком низкая. «Ни налоговая администрация, ни бизнес не будут в состоянии выполнять требования закона. У бизнеса нет для этого опыта, необходимых ресурсов, а налоговая просто не сможет обработать такой поток информации. Разумный порог на начальном этапе внедрения составляет 500 млн грн», — полагает руководитель департамента корпоративных налогов Group DF Владимир Деденко.

Также Александр Клименко остался непреклонен в вопросах круга контролируемых лиц. На данный момент под действие законопроекта подпадают не только внешнеэкономические операции между связанными лицами, но и сделки по покупке-продаже внутри Украины. «В большинстве стран регулированию подлежат только внешнеэкономические операции со связанными лицами. Исключение составляют федеративные государства. В унитарных государствах, в том числе в Украине, смысла в контролировании внутристрановых операций нет», — считает руководитель налогово-юридического департамента Deloitte Виктория Черновол. Нардепы предлагают вывести такие операции из‑под контроля. Или хотя бы ограничить перечень компаний, чьи операции внутри страны будут контролироваться, теми, которые ведут ВЭД и при этом имеют налоговые льготы или убытки за два предыдущих года.

Министр категорически отказался и от предложения нардепов контролировать операции с резидентами только тех стран, которые имеют статус офшорных юрисдикций, и исключить из‑под контроля лица из стран со ставкой налога на прибыль на 5 % ниже, чем в Украине (то есть ниже 14 % в 2013 г. и 11 % с начала 2014 г.). Сейчас в число таких государств входят, к примеру, Болгария, Венгрия, Черногория. Такой подход, говорит Виктория Черновол, нигде не используется. Но, по мнению министра, тогда не будут подпадать под контроль территории с низкими ставками налогообложения, которые формально не имеют статуса офшоров, но часто используются бизнесом для уклонения от налогов. Например, Кипр и кантон Цуг в Швейцарии.

Наконец, Александр Клименко выступает категорически против изменения переходных положений. В частности неоднозначного пункта 17, предоставляющего пятилетний переходный период для предприятий сельского хозяйства, химической промышленности, металлургии. В этот период цены, с которыми налоговики будут сравнивать цены по сделкам, будут устанавливаться Кабмином, а бизнес сможет отклоняться от них на 5 % в обе стороны. Эксперты и бизнес опасаются, что это, по сути, станет введением индикативных цен.

Скромный компромисс

Александр Клименко выявил готовность уступить только по нескольким пунктам. Во-первых, министр согласился на то, чтобы к отчету о контролируемых операциях в течение года, который бизнес должен будет подавать к 1 мая, не требовалось добавлять первичные документы и их копии. «Компаниям придется подавать в налоговую столько информации (если нужно было бы подавать эту документацию. — «Капитал»), что если бы это делалось на бумаге, то пришлось бы возить ее грузовиками. При этом налоговая будет не в состоянии все эти данные обработать», — уверен Деденко. Теперь бизнес должен будет подавать эти документы только по запросу налоговой службы или в случае проведения проверки. Во-вторых, Миндоходов готово уменьшить штраф за неподачу этих документов, который в законопроекте установлен на уровне 5 % от суммы контролированной операции, то есть не менее 2,5 млн грн. Парламентарии стремятся вдобавок ввести мораторий на взыскание штрафов на два года. В-третьих, министр готов идти на компромисс относительно налоговых проверок. Нардепы предлагают во втором чтении предусмотреть в законопроекте механизм централизованных проверок и возложить проведение таких проверок на центральный орган, а также ввести двухлетний мораторий на проверки.

Со своей стороны, члены парламентского комитета, представители как власти, так и оппозиции, в унисон выступили со своей принципиальной позицией по ряду норм законопроекта. Нардепы считают, что, кроме устранения вышеупомянутых противоречий, в законопроекте необходимо учесть возможность коррекции авансовых взносов по налогу на прибыль в случае увеличения налоговых обязательств при использовании трансфертного ценообразования. Также, по их мнению, нужно позволить определять цены для аграрного сектора с учетом контрактов на аграрной бирже и пересмотреть в целом переходные положения. Наконец, комитет предлагает отсрочить вступление законопроекта в силу — до 1 января 2014 г. — и предусмотреть переходный период — три года. Все эти противоречия, по которым так и не был найден общий язык между парламентариями и Миндоходов, войдут в перечень замечаний, который комитет подготовит к первому чтению законопроекта.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама