Економіка

электроэнергетика

Стройка века. Украина надеется за полгода освоить кредит от ЕИБ на ЛЭП «РАЭС-Киев»

Украина надеется за полгода получить и освоить кредит от ЕИБ на ЛЭП «РАЭС-Киев»
На какой телеге везли деньги европейских банков для строительства ЛЭП?
Фото: Униан

Президент Петр Порошенко предложил Верховной Раде продлить на 2,5 года срок использования кредита Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), предназначенного для строительства высоковольтной линии электропередач (ЛЭП) между Ровенской АЭС, Хмельницкой АЭС и Киевом. Проект, повышающий надежность энерго­снабжения столицы, должны были реализовать еще два года назад.

Не осилили

6 октября президент подал в парламент законопроект, в котором предложил внести изменения в финансовое соглашение с Европейским инвестиционным банком о кредитовании строительства ЛЭП на 750 кВ «Ровенская АЭС — Киевская ПС». Согласно пояснительной записке к законопроекту, продление сроков финансирования необходимо для привлечения обещанных ЕИБ кредитных средств в сумме € 150 млн.

Президент предлагает парламенту продлить конечный срок использования кредита с 31 декабря 2012 г. (как это записано в финсоглашении) до 30 июня 2015 г.

Еще в январе 2007 г. Кабмин утвердил смету этого проекта. На тот момент планировалось потратить немногим более 1,6 млрд грн. Исполнителем этого проекта была назначена Национальная энергетическая компания «Укрэнерго», которая привлекла два кредита по € 150 млн у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и ЕИБ.

Кредитное соглашение с ЕИБ было подписано еще в 2008 г. В финансовом соглашении с банком было указано, что начать проект планируется в 2009 г., а завершить в 2012 г. Однако к указанному сроку проект так и не был закончен: в сентябре 2012 г. состоялась торжественная церемония начала строительства. На тот момент из общей сметной стоимости строительства были использованы 465,4 млн грн. Директор по вопросам информации и связей с общественностью Ассоциации «Украинский ядерный форум» Ольга Кошарная в начале сентября описывала ход реализации этого проекта так: «Я была летом на Ровенской АЭС. Опоры ЛЭП стоят, а проводов нет».

Тем временем стоимость проекта существенно выросла: в октябре 2013 г. Кабинет министров утвердил скорректированный проект строительства ЛЭП «Ровенская АЭС — Киевская ПС», и теперь он подорожал втрое — до 4,8 млрд грн.

Восполнение дефицита

По данным «Укрэнерго», режим работы Центральной энергосистемы, на территории которой находится Киев, ухудшился еще в конце 2000 г. — именно тогда был остановлен последний блок Чернобыльской АЭС мощностью 1000 МВт. Но потребление электроэнергии Центральной энергосистемой продолжало расти, вследствие чего возник ее дефицит. Так, если в период с 2001 по 2006 г. прирост потребления электроэнергии в среднем по Украине составил 1,55 %, то по Центральной энергосистеме — 3,45 %, по Киеву — 5,21 %.

Дефицит мощности в дневной и вечерний периоды рабочих дней в Центральной энергосистеме составляет 1200‑4900 МВт, в том числе по Киеву — 500‑800 МВт. При этом дефицит генерирующих мощностей в Киеве возрос — из‑за подорожания газа все меньше стали производить энергии киевские ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, работающие именно на этом топливе.

в 4,8 млрд грн оценивается сметная стоимость строительства ЛЭП между Ровенской АЭС и Киевом

Правительство попыталось решить проблему дефицита электроэнергии в Центральной энергосистеме заблаговременно. Для этого и был разработан проект ЛЭП «Ровенская АЭС — Киевская ПС», состоящий из четырех этапов. Первый: строительство упомянутой ЛЭП, второй — строительство ветки действующей ЛЭП «Хмельницкая АЭС — Чернобыльская АЭС» до подстанции «Киевская», третий — расширение и модернизация подстанции «Киевская» за счет установки второго трансформатора и четвертый — строительство двух линий напряжением 330 кВ протяженностью 60 км от подстанции «Киевская» для снабжения электроэнергией центральных областей Украины.

Земля — корень зла

Представители «Укрэнерго» заявили «Капиталу», что задержка с реализацией проекта связана с урегулированием земельных вопросов. «Это очень большая проблема, поскольку земли частные и нужно с каждым хозяином участка, через который проходит трасса, согласовать разрешение. И мы до сих пор как раз этим занимаемся», — сказал представитель компании.

Однако есть и другие причины. В частности, Счетная палата, которая неоднократно проверяла эффективность использования средств в энергетических проектах, еще в 2011 г. указывала, что деньги от кредитных соглашений с международными финансовыми институтами по этому и аналогичным проектам, ратифицированных в конце 2008 г. — начале 2009 г., так и не были использованы на строительство линий электропередач. «Только 20 млн грн, или 2,1 %, были использованы на обслуживание этих кредитов и оплату иностранных консультантов», — заявили в Счетной палате.

А в этом году проект «Ровенская АЭС — Киевская ПС» (при условии, что он был бы реализован) пригодился бы украинской энергосистеме как никогда. Именно из‑за отсутствия достаточной пропускной способности существующих линий электропередач мощности Ровенской и Хмельницкой атомных станций использовались не в полную силу. В то же время в связи с дефицитом угля Министерство энергетики и угольной промышленности предупредило о возможном отключении потребителей от энергоснабжения грядущей зимой в связи с дефицитом генерирующих мощностей.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама