Бизнес

ажиотаж

Последствия паники. Розница не смогла заработать на дефиците бойлеров и обогревателей

Розница не смогла заработать на дефиците бойлеров и обогревателей
Украинцы опасаются роста цен на газ, поэтому переориентируются на твердотопливные котлы
Фото: Укринформ

В течение месяца в столице закончится дефицит бойлеров, твердотопливных котлов, услуг по утеплению зданий, рассказали «Капиталу» три источника: два представителя торговых сетей и специалист профильной компании по торговле бытовой техникой. «Спрос не удается удовлетворить только на масляные обогреватели», — рассказал «Капиталу» директор сети по продаже строительных материалов, пожелавший остаться неназванным.

Ажиотажный спрос начался летом этого года. С 9 июля, согласно распоряжению Министерства энергетики и угольной промышленности, в Киеве с целью экономии стали отключать горячую воду. «Нам нужно будет временно отказаться от горячей воды, чтобы газ был у нас этой зимой. Но я надеюсь, что киевляне отнесутся к этому с пониманием», — сообщил мэр Киева Виталий Кличко. Но такое заявление киевского градоначальника не успокоило горожан: они массово стали скупать бойлеры. Отсутствие газовых договоренностей с Россией и неуверенность в теплой зиме подстегнули спрос на обогреватели, твердотопливные котлы и утепление квартир.

Техники нет

До июля продажи бойлеров падали, рассказывает руководитель отдела крупной бытовой техники сети «Эльдорадо» Татьяна Сгурская. Например, с января по май реализация бойлеров упала на 5 %, а в июне — на 20 % по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. Поэтому летний скачок спроса стал для игроков рынка полной неожиданностью. По словам Татьяны Сгурской, в июле продажи выросли на 45 %, а в августе — на 161 % по сравнению с аналогичными месяцами 2013 г. В сентябре продажи бойлеров в «Эльдорадо» увеличились на 230 % по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. «Сентябрьских данных по рынку пока нет», — сообщила она.

Ажиотажный спрос привел к дефициту. «Товары нужно заказывать за два-три месяца до даты поставки, но никто не мог предугадать такой резкий скачок спроса», — поясняет Татьяна Сгурская. Директор сети по продаже строительных материалов, пожелавший остаться неназванным, поясняет, что повышенный спрос наблюдается только в Киеве. «В нашем магазине в Броварах ажиотажа нет, поскольку во многих домах этого города уже давно установлены бойлеры», — рассказывает он.

Помимо бойлеров, из магазинов исчезли и обогреватели. Татьяна Сгурская рассказывает, что вся рассчитанная на сезон холодов техника была распродана еще в августе-сентябре. «В магазинах уже нет самых популярных сейчас масляных обогревателей», — подтверждает директор сети строительных супермаркетов «Домосвіт» Игорь Долбачев. Покупателей не отпугивает даже высокая цена, которая за год выросла более чем втрое — с 300 до 1 тыс. грн за штуку. Директор сети строительных супермаркетов, пожелавший остаться неназванным, рассказывает, что весной поставщики заказали у производителей в два раза меньше обычной техники на осень. «Многие компании не понимали, как будут развиваться события в Украине во второй половине года и не хотели рисковать», — поясняет собеседник издания.

Дефицитными оказались и твердотопливные котлы. «С начала года спрос на них вырос примерно в три раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — рассказывает частный предприниматель Евгений Кезля, который занимается продажей этого оборудования. Он добавляет, что сейчас котлов нет в наличии. Потребители переориентируются на твердотопливные котлы с газовых, продажи которых за девять месяцев этого года снизились на 20 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., рассказывает региональный менеджер компании «Грань-Энерго» Анна Горбенко.

«Потребители опасаются возможного дефицита газа и роста цен на него, поэтому чаще всего приобретают котлы, которые могут использовать разные виды твердого топлива», — поясняет она. Переход потребителей на твердотопливные котлы поддерживает и правительство. Как ранее писал «Капитал», Кабинет Министров выделил 50 млн грн на компенсацию физлицам части стоимости электротеп­логенерирующих установок или твердотопливных котлов. В начале октября Ощадбанк приступил к реализацию правительственной программы, в рамках которой финансовое учреждение предоставляет кредит на покупку этого оборудования сроком до 36 месяцев под 25 % годовых. Минимальная сумма взноса составляет 10 %. При этом покупателю компенсируют до 20 % тела кредита (не более 5 тыс. грн) за счет денег, выделенных Кабмином.

Очередь на утепление

Спрос на услуги по утеплению домов с июня по октябрь вырос в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказал «Капиталу» топ-менеджер компании «Киев Буд Резерв», пожелавший остаться неназванным.

На сайтах большинства специализированных компаний указано, что они работают только в определенном районе столицы и утепляют не менее 20‑25 кв. м стены. «Сейчас существует очередь потенциальных заказчиков», — рассказал «Капиталу» топ-менеджер «Киев Буд Резерва. Заказчикам приходится ждать две-три недели, поскольку у нас не хватает рабочих рук, подтверждает слова коллеги монтажник строительной группы «Украина», пожелавший остаться неназванным. Спрос настолько большой, что работы хватает и приехавшим в Киев специалистам с востока Украины.

Сейчас действительно существует большой спрос на утеплители, признает Игорь Долбачев. «Самым большим спросом пользуется пенопласт, поскольку это самый дешевый материал. Его буквально выхватывают из рук», — отмечает эксперт. Но, по его словам, активность покупателей не привела к дефициту строительного материала — сеть расширила список поставщиков за счет украинских производителей пенопласта. «С другими строительными материалами, которые используются для утепления стен, проблем тоже не наблюдается», — добавляет Игорь Долбачев.

Ажиотажный спрос привел к удорожанию услуг специалистов. Цены, по словам директора строительной компании Master Алексея Заплишного, выросли с 200 до 300 грн за один квадратный метр. Это связано не только с повышенным спросом на услуги по утеплению фасадов, но и с удорожанием расходных материалов. «За год пенопласт подорожал с 300 до 550 грн за куб. м», — рассказывает он.

Розница не заработает

Наблюдаемый ажиотаж на технику и утепление домов продлится не более месяца. Алексей Заплишный рассказывает, что фасадные работы можно выполнять до тех пор, пока температура воздуха не опустилась ниже пяти градусов. «После этого работать станет невозможно, поскольку утеплитель будет разрушен», — поясняет он.

Ажиотажный спрос на бойлеры и твердотопливные котлы также снижается, что связано с возобновлением горячего водоснабжения и переговорами между Украиной и Россией о поставках топлива. Глава постоянной комиссии Киевсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Александр Клюс рассказывает, что если летом без горячей воды в столице было 47‑53 % от общего количества домов (около 8 тыс. зданий), то сейчас — около 500 объектов. «К 15 октября горячее водоснабжение будет во всех домах», — сообщил он. Александр Клюс добавляет, что с некоторыми домами возникли технические трудности — трубы четыре месяца были без воды, поэтому при их заполнении появились порывы. Тепло в квартиры киевские власти также обещают дать в срок. «Отопление в Киеве будет включено — если на протяжении трех суток среднесуточная температура будет ниже восьми градусов. Более 90 % всех объектов уже готовы к подаче теплоносителя», — отчитывается Александр Клюс.

На 30‑40 % упадут в этом году продажи строительных супермаркетов в натуральном выражении

Краткосрочный рост спроса на технику и бойлеры позволил поддержать розницу. «Рост продаж бойлеров, обогревателей позволили частично компенсировать снижение объемов реализации других групп техники», — рассказывает генеральный директор сети «Эльдорадо» Сергей Цыбульский. Но доля этих категорий товаров незначительна, поэтому розница фиксирует падение продаж. С января по октябрь продажи бытовой техники и электроники в натуральном выражении упали на 40 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит Цыбульский. Причем до конца года ситуация существенно не улучшится. Совладелец сети «Фокстрот. Техника для дома» Валерий Маковецкий прогнозирует, что по итогам 2014 г. продажи в натуральном выражении упадут на те же 40 %. «Неплохим результатом было бы снижение объемов реализации на 30 % », — сообщил он. На 30‑40 % в натуральном выражении в этом году упадут и продажи строительных супермаркетов.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама