Экономика

страхование

Депутаты предлагают увеличить выплаты по «автогражданке» в десять раз

Депутаты предлагают увеличить выплаты по «автогражданке» в десять раз
Фото: Константин Мельницкий

Страховая сумма по «автогражданке» с 2017 года может вырасти в 10 раз — до 0,5 млн грн за испорченное имущество и до 1 млн грн за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего в ДТП, вместо нынешних 50 и 100 тыс. грн. Такая норма значится в законопроекте об ОСАГО № 3670, зарегистрированном в парламенте 17 декабря.

Авторами документа являются народные депутаты: Сергей Рыбалка, Михаил Довбенко, Игорь Кононенко, Сергей Березенко, Анатолий Матвиенко и Степан Кубив.

«Закон об ОСАГО был принят 10 лет назад. И к нему уже внесли слишком много поправок. Поэтому «латать» старый закон не имело смысла — слишком громоздким он бы вышел. Мы с коллегами предложили новую редакцию закона, — сообщил один из авторов нового законопроекта, председатель комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка.

Ближе к Европе

По его словам, правила игры на рынке ОСАГО депутаты решили обновить потому, что изменилось украинское и европейское законодательство, а также судебная практика. «Мы учли все эти изменения и предлагаем усовершенствовать систему возмещения убытков, причиненных потерпевшим, упростив все процедуры выплат, а также предусмотрев широкое внедрение электронных технологий при заключении договоров страхования», — рассказал Сергей Рыбалка.

Авторы проекта также предложили повысить ответственность страховщика за затягивание с выплатами. Кроме того, в документе идет речь о постепенном увеличении страховых сумм. К примеру, за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевшего в ДТП, депутаты предлагают выплачивать уже с 1 января 2017 года 1 млн грн. А с 1 января 2022 года сумма увеличивается до 20 млн грн.

Законопроектный бум

Это уже четвертый за год законопроект, касающийся рынка ОСАГО. В сентябре 2015 года комитет Верховной Рады по финансовой политике и банковской деятельности отправил на доработку законопроекты № 2122а и № 2122а-1, предусматривающие ликвидацию президиума Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) и передачу его полномочий координационному совету бюро.

Ликвидировать не президиум, а уже коордсовет предложили авторы зарегистрированного в парламенте 27 ноября проекта № 3551 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ОСАГО» — нардепы Денис Дзензерский, Максим Поляков, Павел Ризаненко и Александр Жолобецкий.

В четвертом, последнем в этом году законопроекте № 3670 и президиум, и координационный совет бюро остаются. «В этом и заключается весь фокус», — говорит заместитель гендиректора МТСБУ Людмила Белошицкая. По ее словам, оба последних документа очень похожи, оба предусматривают введение электронного полиса ОСАГО, прямого урегулирования, упрощенной системы выплат в случае неплатежеспособности страховщика-члена МТСБУ.

Основным же различием между ними является норма, касающаяся системы корпоративного управления в МТСБУ. То, что в последнем законопроекте сохранен координационный совет бюро, по мнению Белошицкой, говорит о новой попытке со стороны политиков установить контроль над фондами МТСБУ.

Борьба за фонды

Гарантийные фонды бюро, в которых по оценкам экспертов, сегодня находится свыше 0,5 млрд грн , являются камнем преткновения между страховщиками и политиками в течение всего 2015 года.

Согласно уставу бюро в состав коордсовета входят три народных депутата, по одному представителю от Нацкомфинуслуг и Лиги страховых организаций Украины и четыре страховщика. В начале 2015 года координационный совет МТСБУ возглавил глава комитета Верховной Рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка. В марте страховщики выбрали и новый состав президиума, куда вошли представители семи страховщиков: «АХА Страхование», «PZU Украина», «Украинская страховая группа», «Уника», «Универсальная», «Ильичевское», «ТАС». А также «Глобус» и «Аско-Донбасс Северный» — на правах кандидатов. Президиум бюро избрал гендиректором Владимира Шевченко.

Новые ветви власти в МТСБУ не смогли договориться между собой о том, кто будет контролировать рынок «автогражданки», в результате чего работа коордсовета вначале 2015-го была заморожена, а летом его полномочия совета перешли к Нацкомфинуслуг.

«Но комиссия не может длительное время выполнять функции совета МТСБУ. Нет действенных механизмов для осуществления такой деятельности», — говорит член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб. Нацкомфинуслуг поддержала законопроект № 3670.

Лишь бы платили

А в МТСБУ заявили о поддержке предыдущего проекта закона № 3551. «В предложенной нами редакции нет места такому застарелому, архаичному органу управления как координационный совет, „депутатский контроль“ которого в недалеком прошлом уже привел к полной потере более 300 млн грн из централизованных фондов бюро», — сообщил в своем блоге гендиректор бюро Владимир Шевченко.

Похожая позиция и у гендиректора Украинской федерации страхования Галины Третьяковой. «В европейской практике не принято, чтобы законодательная власть входила в исполнительные структуры бизнеса, иначе могут происходить рейдерские захваты», — считает Третьякова. По ее мнению, законодатели должны учитывать такой риск и исключить его в проекте закона об ОСАГО.

По словам же президента ассоциации «Страховой бизнес» Игоря Яковенко, координационный совет бюро должен сохраниться, но в новом составе. В него должны входить представители тех министерств и ведомств, которые имеют прямое отношение к безопасности на дорогах — МВД, Мининфраструктуры, а также комиссии и Минфина. «Государство должно контролировать деятельность страхового рынка и гарантировать социальную защиту потерпевшим в ДТП», — считает Яковенко. 

По-другому смотрит на эту проблему председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. «Безусловно, нужно убрать такой орган, как координационный совет, но нельзя оставить МТСБУ полностью без контроля, который лучше возложить на Нацкомфинуслуг. Государство должны быть уверено, что отчисления в фонды рассчитываются верно и размещаются безопасно, регламентные выплаты пострадавшим производятся в полном объеме и в предусмотренный срок, страховые платежи не завышаются компаниями и остальные правила игры на рынке ОСАГО остаются прозрачными», — уверен он

Законопроекты № 3551 и № 3670 вряд ли объединят в один документ, считает президент ЛСОУ Александр Филонюк, так как в первом случае речь идет об изменениях в действующий закон, а во втором — о новом проекте закона. Но принять какой-то один документ в ближайшие полгода у парламентариев также вряд ли получится. «Если законопроект об ОСАГО в Верховной Раде и будет рассмотрен, то не раньше второй половины 2016-го», — прогнозирует Филонюк. А, значит, борьба за контроль над гарантийными фондами бюро в следующем году продолжится.

Источник: Капитал
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама