Інтереси

интервью

Шахматный юбилей Набокова в Киеве

Шахматный юбилей Набокова в Киеве

В Музее истории Киева на днях завершился юбилейный – 10-й международный шахматный фестиваль “Мемориал Набокова”, проводимый в честь великого русско-английского писателя Владимира Набокова, который был сильным шахматистом и посвятил шахматной тематике свой знаменитый роман “Защита Лужина”. Кроме того, шахматная тематика явно прослеживается еще в ряде его произведений.

Редакция “Капитала” взяла интервью у одного из организаторов этого соревнования – Дмитрия Джангирова, первого вице-президента федерации шахмат Киева.

Расскажите коротко о самом шахматном фестивале.

“Мемориал Набокова” стал уже традиционным ежегодным международным киевским шахматным фестивалем, турниры которого зарегистрированы в Международной шахматной федерации – FIDE, что позволяет соискателям международных званий выполнять необходимые нормативы.

Мы начинали в 2003 году с турнира с нормой международного мастера, затем проводили смешанный турнир, в котором можно было выполнить как норму международного мастера, так и гроссмейстера. Несколько лет мы проводим два раздельных турнира – с нормой международного мастера и международного гроссмейстера.

Мастерская норма выполняется кем-то из участников каждый год, гроссмейстерская – условно говоря, – “через раз”.
В турнире сформировался уже свой костяк “экзаменаторов”, через ряды которых пытаются прорваться все новые “соискатели”.

Фестиваль проводит общественная организация “Камера Обскура”, в которой учредителями выступаем я и моя супруга Аида. “Камера Обскура” занимается изучением и популяризацией творчества Владимира Набокова.

В рамках фестиваля мы в разные годы проводили также конкурсы переводов стихов Набокова с английского на русский и украинский языки, тематические показы фильмов по произведениям Набокова, в прошлом году организовали матч в “живые шахматы” (когда в роли фигур выступают костюмированные актеры) между чемпионами Украины и Киева.

В этом году Вы впервые ввели конкурс решения шахматных задач. С чем это связано?

Начнем с того, что как составление шахматных задач, так и их решение являются самостоятельными сферами шахматного творчества, организационно оформленными в рамках FIDE.

В данном случае, мы отдаем дань Набокову-проблемисту, т.е., составителю шахматных задач, которые в 20-е – 40-е годы прошлого века регулярно публиковались в европейских шахматных изданиях и имели высокие оценки экспертов.
Сам Набоков в своем сборнике “Poems and problems” (“Стихи и задачи”) соединил эти два вида своего творчества под “одной обложкой”.

В нашем конкурсе шла борьба между сильными титулованными шахматистами – международными мастерами и гроссмейстерами и профессиональным составителем и решателем задач Марком Басистым. Явный перевес был на стороне последнего, – именно в силу навыка решения искусственных позиций с конкретным заданием – мат в столько-то ходов.

Вы кандидат в мастера с высоким рейтингом, недавно взяли 2-е место на чемпионате Киева с участием гроссмейстера и целого ряда международных и национальных мастеров. Как Вы оцениваете изменение общего уровня шахматной игры?

Дополню, что на упомянутом Вами чемпионате Киева я выполнил норму национального мастера, но, к сожалению, до сих пор не оформил этого звания.

Что же касается уровня шахмат, то необходимо понимать, что в конце 1990-х – начале 2000-х шахматы вступили в компьютерную эпоху, что позволило многие дебютные варианты во-первых, уточнить вплоть до однозначных оценок, во-вторых, продлить до 25-го – 30-го хода, а иногда – и значительно дальше.

На сегодня не осталось никаких вопросов в малофигурных эндшпилях – все они просчитаны шахматными программами.

Это привело к четкому разделению игры на условные “шахматы высших достижений”, в которые играют максимум несколько тысяч человек во всем мире – условно ТОП-100 шахматистов и шахматисток плюс амбициозная молодежь от 8 до 16-18 лет, имеющие возможность посвящать анализу игры 50 – 60 часов в неделю с привлечением тренера(ов) – с одной стороны, и “всех остальных”, которые, даже имея гроссмейстерские звания, являются, по сути, “любителями” – с другой.

В глобальном плане, в шахматах всегда шло диалектическое противостояние позиционных факторов (“общей оценки” или “статики”) и тактических особенностей позиции (“конкретики” или “динамики”).

Величайшими позиционными игроками среди чемпионов мира были Вильгельм Стейниц, Хосе-Рауль Капабланка, Михаил Ботвинник, Тигран Петросян, Анатолий Карпов. Им противостояли титаны шахматной “динамики” – Эммануил Ласкер, Александр Алехин, Михаил Таль, Борис Спасский, Роберт Фишер, Гарри Каспаров…

Кстати, Каспаров в своем эпическом противостоянии с гением позиционной игры Карповым стал во многом предтечей “компьютерных шахмат”, где динамические факторы превалируют над статическими.

Сегодня шахматы стали очень конкретной игрой – “ход в ход” и конкретный расчет вариантов превалирует над позиционными оценками, хотя, разумеется, и не отменяет их.

Известный на Украине медийный персонаж Андрей Слюсарчук, лауреат государственной премии 2011 года, позиционирующий себя как гипнотизер, нейрохирург и человек с феноменальной памятью, прозванный “Мистер Пи” [за, якобы, способность запомнить и воспроизвести рекордное число знаков бесконечной математической константы ℼ– 3,14…, однако, этот результат не был признан Книгой рекордов Гиннеса – Ред.] в апреле 2011 года победил “вслепую”, т.е., не глядя на доску, в матче из 2-х партий одну из сильнейших на тот момент шахматных программ – Rybka 4. Как Вы относитесь к этому достижению?

С большим сомнением. Начну с того, что весьма неправдоподобной выглядела обнародованная история подготовки г-на Слюсарчука к этому матчу – якобы, не играя до того в шахматы, он в короткие сроки прочел тысячи шахматных книг, изучив все аспекты столь сложной игры. Любой шахматист знает, что без сотен, если не тысяч практических партий – учебных, любительских, турнирных, навык игры в шахматы приобрести невозможно.

Следующий момент – перед шоу с его игрой против Rybka 4, основной упор был сделан на проверку того, что он не получает никаких внешних подсказок. Это весьма напоминало отвлекающие пассы фокусника.

А теперь – по сути. Дело в том, что начиная с определенного момента (я ниже скажу – с какого), шахматная программа при одном и том же временном контроле – в данном случае 1 час на всю партию – в одной и той же позиции делает один и тот же ход, который программа, исходя из заложенных в ней алгоритмов, считает сильнейшим. Во всяком случае, так обстоит ситуация на данный момент; возможно, в будущем программы станут самообучающимися и начнут учитывать результаты уже сыгранных партий, но на сегодня эта опция отсутствует от слова “совсем”.

Теперь поговорим об этом “определенном моменте”. Это – окончание дебюта (начальной стадии партии – Ред.), в ходе розыгрыша которого программа использует т.н. “дебютную библиотеку”, в рамках которой присутствует определенная рандомность ходов – т.е., некоторые ходы считаются абсолютно равнозначными и программа выбирает их случайным образом.

Если же вы отключаете дебютную библиотеку (такая опция предусмотрена и достигается в 1 клик), то программа уже с первого хода выбирает только один – сильнейший по ее мнению ход – и на одни и те же ходы противника отвечает однозначно, а потому – абсолютно предсказуемо для оппонента.

Теперь от вас требуется только разыграть партию, уже ранее сыгранную программой Rybka 4.

Как добиться в таком случае победы? Очень просто, – вы должны при отключенной дебютной библиотеке заранее организовать партию между Rybka 4 на том контроле, при котором вы будете играть с ней, в данном случае – 1 час на всю партию, и Rybka 4 с большим контролем, например – 5 или 10 часов на партию.

“Вторая” Rybka 4 будет проводить анализ на значительно большую глубину, а потому играть существенно сильнее “первой”.
Ходы из выигранной “второй” Rybka 4 партии вы будете воспроизводить во время публичного шоу, а программа с контролем 1 час на всю партию будет обреченно воспроизводить ходы, которые уже один раз привели ее к поражению – вплоть до мата или капитуляции. Т.е., мы имеем ситуацию фильма, который всегда на 100% повторяет свою премьеру…

Во избежание юридических последствий для вашего издания я описываю это как гипотезу, но хочу подчеркнуть, – г-н Слюсарчук категорически отказывается играть с “живыми” шахматистами, причем – не очень высокой квалификации.

Сергей Ермоленко, обозреватель

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама