Мнения

столица

Тумбочка, в которой деньги на метро лежат

Недавно во время очередного интервью на тему столичной экономики журналист спросил меня: «Ведь денег Киеву всегда не хватало. Где вы их брали? В какой тумбочке они лежат?»

Я задумался… Это правда. Не припоминаю ни одного года, когда столица получила бы бюджет, адекватный своим потребностям и заработкам. То у города налог с физических лиц отнимут, то изъятия увеличат… И это в мирные годы. Сейчас же, когда в стране военные действия, о столичных благах вообще говорить не приходится. Тем не менее город должен жить и развиваться. Но где на это брать средства?

Сегодня, когда я отошел от активной политической и хозяйственной деятельности, у меня появилось время, чтобы оглянуться и проанализировать наиболее успешные столичные проекты последних трех лет, которые удалось реализовать без бюджетного финансирования. Надеюсь, этот опыт станет полезным для нового руководства города и поможет Киеву в трудный период.

Одним из таких удачных проектов «без денег», на мой взгляд, можно считать программу капитальной реконструкции вагонов киевского метрополитена. Очень скоро на красную линию подземки выйдут современные украинско-японские поезда. Хочу напомнить киевлянам, что 94 новых вагона мегаполис получает без единой потраченной копейки из городского бюджета. А речь идет — ни много ни мало — о 960 млн грн.

Как это удалось?

Проблема замены подвижного состава метрополитена стоит давно и очень остро. Судите сами: каждый вагон за время эксплуатации перевез 41 млн пассажиров, а это практически население нашей страны! Естественно, уровень безопасности наших поездов метро и эффективность их работы — крайне низкие. Но где взять миллиарды на их замену?

Появилась идея связать эффективность метрополитена с квотами Киотского протокола.

Что такое Киотский протокол? Количество СО2, которые предприятия (например, металлургические) выбрасывают в атмосферу в результате производственной деятельности четко регламентировано для каждого государства. Такое соглашение 180 индустриальных стран мира (в том числе государства бывшего СССР) подписали на «Саммите Земли» в Рио‑де-Жанейро в 1992 г. Киотский протокол — это международное соглашение, принятое в Киото в декабре 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Оно обязывает развитые страны и государства с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

При этом Украина получила квоту на уровне объемов выбросов, которые производила в 1990 г. Но с тех пор мы существенно сократили промышленность, и наша квота стала нам не нужна. В то же время Япония развивает свою промышленность, и ей не хватает собственной квоты. За превышение квоты предусмотрены огромные штрафы, так что им легче выкупить квоту у другой страны.

Цена на квоты в разное время была разной, но в 2008 г. Украина получила приличное количество денег за проданные квоты. А их можно использовать только с одной целью: уменьшить выбросы СО2.

Конечно, прямой зависимости между работой киевской подземки и количеством вредных выбросов в атмосферу нет. Но метро — это энергоемкая технология. А производство электричества предусматривает выбросы. Поэтому заменив систему управления, электродвигатели, фактически поменяв всю начинку, можно было благодаря японским технологиям на 40 % снизить потребление электроэнергии. Именно этот аргумент лег в основу нашего проекта. Его удалось защитить и в конечном итоге согласовать не только с украинской стороной, но и с японскими партнерами.

Когда мы провели обследование старых вагонов, оказалось, что они построены из очень качественного сплава металлов. Их производила оборонная промышленность СССР. Выбрасывать на металлолом эти корпуса было бы неразумно. Поэтому было решено начинить японской техникой старый вагон. Новые вагоны собирали на украинском предприятии — Крюковском вагоностроительном заводе. Но вся остальная начинка — это самая современная японская электроника. Таким образом, Киев получил деньги на развитие метрополитена. Надо признать, это были сложнейшие переговоры по цене, но мы торговались до последнего и почти 200 млн грн для столицы выиграли.

После того как была завершена проектная документация, изготовлено оборудование, проведена экспертная проверка, в конце прошлого года наконец были собраны первые вагоны. Они уже прошли аттестацию в условиях киевского метрополитена и в ближайшее время поступят в эксплуатацию.

Остатки денег Киотского протокола у правительства еще есть, и поскольку технология отработана, было бы уместно — как с экономической, так и социальной точки зрения — продолжить этот проект. Ведь сокращение затрат на электроэнергию — это уменьшение себестоимости проезда. То есть этот проект становится не только технологическим и экологическим, но еще и социальным.

Честно говоря, сам жду не дождусь, когда эти поезда поступят в работу. Кроме прочего, они еще и очень красивые. Надеюсь, они понравятся киевлянам и подтолкнут городскую власть совместно с правительством к тому, чтобы этот проект получил дальнейшее развитие.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама