Новый фильм Франсуа Озона о том, что быть женщиной можно даже родившись мужчиной

Новый фильм Франсуа Озона объясняет, что быть трансгендером не страшно
В «Новой подружке» Франсуа Озона главные герои разыгрывают драму, призванную объяснить зрителям, что трансгендерность — это совсем не страшно

Фильм «Новая подружка», который выходит в украинский прокат 20 ноября, должен был стать короткометражкой. По крайней мере режиссер и автор сценария Франсуа Озон так его задумал много лет назад. Тогда он не нашел финансирования. «Но история не оставляла меня и буквально преследовала», — говорит Озон. В итоге «Новая подружка» стала 16‑й полнометражной картиной в карьере именитого французского режиссера.

Клэр (Анаис Демустье, «Откровения») хоронит лучшую подругу Лору. Об их длящихся последние 20 лет отношениях Озон рассказывает за первые десять минут экранного времени. Причем обходится без единого слова — все строится на жестах и взглядах. У Лоры осталась новорожденная дочь и вдовец Давид (Ромен Дюри, «Пена дней»), и Клэр обещает заботиться о них до конца жизни. Соблюдая обещание, она через несколько дней после похорон заходит в гости к Давиду и обнаруживает, что тот кормит ребенка, надев платье умершей жены и блондинистый парик. Дальше — больше. Оказывается, что Давид и раньше любил переодеваться в женщину. Но не потому, что ему нравятся мужчины, а потому, что он очень сильно любит женщин. Ну и к тому же, ребенку нужен не только отец, но и мать. Клэр дает переодетому Давиду имя Вирджиния и пытается построить с ним что‑то вроде дружбы.

Озон и раньше любил исследовать природу женственности. В его лучших фильмах, от «8 женщин» и «Бассейна» до «Ангела» и «Молода и прекрасна», присутствуют сильные женские персонажи. А в «Новой подружке» он выходит на новый уровень. Переодевая в женское платье актера Ромена Дюри, чуть ли не главного секс-символа современного французского кино, Озон размышляет о том, что такое на самом деле гендерные различия, а также о связанных с ними тайных страстях и желаниях, которые есть у каждого, но в которых мало кто себе признается. И тут интересен не так персонаж Дюри: с Давидом как раз все ясно. Он свою женственность уже принял, и она не мешает ему продолжать любить женщин. По этому поводу Озон, который избегает шуток в адрес своих героев, позволяет себе все же комедийный тон и заставляет, например, Клэр помогать Давиду эпилировать волосы на пояснице.

Гораздо сложнее и многограннее характер главной героини. Во-первых, не так уж однозначны ее отношения с Лорой, кроме дружбы там было что‑то еще — то ли ревностная привязанность, то ли влюбленность. Во-вторых, Клэр тяжело дается перевоплощение Давида. С одной стороны, дружба с Вирджинией ей нужна, но с другой — эти новые отношения сопровождаются внутренней борьбой, и борется Клэр в основном с собственными противоречивыми сексуальными желаниями.

Из таких психологических метаний могла бы выйти крепкая драма с трагическим финалом, если бы фильм снимал не Озон. «Я хочу развлекать аудиторию светлыми фильмами, — говорит он. — Я не хочу утомлять ее историями, которые захотят посмотреть пару человек в киноархиве». К тому же, «Новая подружка» — это картина, с помощью которой режиссер хотел объяс­нить консервативной публике, что трансгендерность и однополые браки — это не так страшно, как многим кажется. Он признается, что несколько упростил сложную ситуацию и что, вообще‑то, в жизни истории героев были бы печальнее. Но Озон решил пожертвовать трагизмом из идейных соображений и выбрал хеппи-энд.

 

В ТОМ ЖЕ ДУХЕ

«В джазе только девушки», 1959

Режиссер: Билли Уайлдер

В ролях: Мэрилин Монро, Джек Леммон

Музыканты из Чикаго Джо и Джерри становятся свидетелями бандитской перестрелки. Бандиты живых свидетелей не любят, поэтому друзья переодеваются женщинами, прибиваются к джаз-оркестру и отправляются на гастроли во Флориду. Там, правда, один из героев (Леммон) влюбляется в солистку (Монро), а другой случайно заводит роман с пожилым миллионером. К тому же из Чикаго прибывают те самые бандиты. Легендарный голливудский режиссер Билли Уайлдер снял криминальную комедию положений, ставшую классикой этого жанра, а также нескольких других — романтической комедии, например, и комедии с переодеванием.

«Дурное воспитание», 2004

Режиссер: Педро Альмодовар

В ролях: Гаэль Гарсиа Берналь, Феле Мартинес

Однажды к преуспевающему режиссеру Энрике (Мартинес) приходит молодой человек Игнасио (Берналь), представляется его лучшим другом детства и предлагает сценарий. В нем — история их дружбы, завязавшейся во время учебы в католическом интернате. А также — сложных отношений Игнасио с преподававшим в школе священником. Взявшись за съемки, герой выясняет, что настоящий Игнасио, во‑первых, вырос трансвеститом, а во‑вторых, уже умер. А за него выдает себя его младший брат. «Дурное воспитание» стало одним из самых драматичных и сюжетно запутанных фильмов знаменитого Альмодовара.

«Таинственный Альберт Ноббс», 2011

Режиссер: Родриго Гарсия

В ролях: Гленн Клоуз, Миа Васиковска

Дворецкий Альберт Ноббс (Клоуз) трудится в поте лица и откладывает заработанное, мечтая со временем открыть собственное дело. Поскольку строить будущее лучше вдвоем, он делает предложение хорошенькой горничной Хелен (Васиковска). Но за внешней добропорядочностью дворецкого скрывается женщина, которая всю жизнь пыталась понять свою природу. Хотя переодеться в мужчину ее заставили обстоятельства: в конце XIX века в Ирландии женщина не могла рассчитывать на карьеру в какой бы то ни было сфере. За роль в «Альберте Ноббсе» Гленн Клоуз номинировалась на «Оскар».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама