Політика

конфликты

Миллиарды из пучины

Миллиарды из пучины

Верховный суд Украины предоставил кредиторам завода «Океан» возможность вернуть свои деньги. Помешать этому могут ФПГ, которые борются за активы судостроительного предприятия.

15 сентября 2015 года хозяйственный суд Николаевской области продолжит рассмотрения дела о банкротстве ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан». На повестке дня пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам определений суда в деле о банкротстве завода «Океан», которые инициировал один из кредиторов — ПАО «Судоходная компания «Укрречфлот». Представители «Укрречфлот» требуют исключить из числа кредиторов ООО «Консалтинг-Гамма», перед которым завод «Океан» задолжал 1,5 млрд грн.

Основание — надуманная кредитная задолженность завода «Океан». В качестве доказательств приводят решения судов различных инстанций, которыми ранее дана юридическая оценка договору, на основании которого возник долг. В Укрречфлоте надеются, что в ходе рассмотрения дела о банкротстве, хозяйственный суд Николаевской области вынесет справедливое решение, что позволит реальным кредиторам завода «Океан» вернуть свои средства, а предприятию восстановить свое доброе имя и начать продуктивно работать и развиваться.

У семи собственников

Тяжело осознавать, что некогда перспективное и стратегически важное предприятие «Николаевский судостроительный завод «Океан» пребывает в стадии банкротства. Но факт остается фактом. Сегодня предприятие не работает и имеет многомиллионные долги. Причина банальна — собственники завода «Океан» оказались не готовы противостоять украинской бюрократической и налоговой системам, вызовам экономического кризиса и политической конъюнктуры. В последние годы сразу несколько финансово-промышленных групп начали вести борьбу за активы судостроительного предприятия, которому принадлежит земельный участок площадью около 101 га и участок водной акватории площадью 42 га в Николаеве, а общая длина достроечных набережных превышает 600 метров.

Стоить отметить, что впервые завод «Океан» перешел в частные руки в 2000 году, когда Фонд госимущества за 26,3 млн. грн. продал 78% акций предприятия голландской фирме Damen Shipyards Group. Вскоре завод переименовали ОАО «Дамен Шипярдс Океан», а голландцы довели свой актив до 98,7 %. За шесть лет деятельности «Дамен Шипярдс Океан» произвел 55 судов для заказчиков из Украины, Германии, Англии, Норвегии, Нидерландов общим дедвейтом более 250 тыс. тонн.

В 2005 году правительство решило отменить льготы для судостроителей. Подобная инициатива привела к росту издержек и накоплению долгов завода «Океан». Финансовую помощь николаевским корабелам решила оказать норвежская компания Aker Yards. Взамен потребовала создать совместное предприятие, в котором получит 49,9% акций. Так было создано совместное предприятие Okean B.V. с голландской пропиской, которое управляло заводом «Океан» до конца 2008 года.

В 2009 году контроль над «Океаном» перешел к российским инвесторам — Wadan Yards (эту компанию связывают, по непроверенной информации, с сыном бывшего министра энергетики РФ Игоря Юсуфова). Российским собственникам также не удалось наладить эффективную работу завода. Более того, завод деградировал и в 2011 году долги предприятия превысили 20 млн. грн.

В этот период в борьбу за активы завода «Океан» включается ФПГ «Финансы и кредит» Константина Жеваго и «Смарт-Холдинг» Вадима Новинского.

Константин Жеваго хотел присоединить завод «Океан» к «своему» судостроительному заводу «Залив». Для этого бывший соратник Юлии Тимошенко выкупил активы голландского Okean B.V., которое ранее контролировало завод «Океан» и пытался через международные суды признать право собственности на активы николаевского завода «Океан», однако затея не увенчалась успехом.

Вадим Новинский намеревался заполучить третье судостроительное предприятие, к уже имеющимся Черноморскому и Херсонскому судостроительным заводам, но действовать решил в стиле 2000-х годов. Представители Смарт-Холдинга, 18 ноября 2011 года, де-факто осуществили рейдерский захват «Океана». Позже пресс-служба Смарт-Холдинга заявила о том, что «между акционерами завода „Океан“ и „Смарт-холдингом“ были достигнуты договоренности о партнерстве, имея большой опыт и в судостроении, и вывода предприятий из кризиса, „Смарт-холдингу“ было в общем-то поручено оперативное руководство деятельностью завода».

Дела судейские

Примечательно, что вскоре борьба за активы «Океана» между ФПГ перешла из акционерной плоскости в кредиторскую. В июле 2012 г. была начата процедура банкротства завода «Океан», в рамках которой ФПГ стали предъявлять к заводу миллиардные требования.

Не смотря на то, что в реестр кредиторов вошло более 87 кредиторов, львиная доля кредиторской задолженности припадает на две компании: «Консалтинг-Гамма» (г. Кривой Рог) в размере 1,5 млрд. грн. и «Belmont Industries Inc.» (аффилируемая с сыном бывшего министра энергетики РФ Игоря Юсуфова) — 625,6 млн грн. Также в список кредиторов намеревалась попасть голландская Okean B.V., предъявляя заводу «Океан» требования в сумме 1,06 млрд. грн. Однако Верховный суд Украины признал подобные кредиторские требования компании Константина Жеваго необоснованными, чем самым лишил Okean B.V. возможности участия в процедуре банкротства завода «Океан».

После включение в реестр кредиторов двух мастодонтов в лице «Консалтинг-Гамма» и «Belmont Industries Inc.» (общая сумма претензий 2,1млрд. грн.) стало понятно, что остальные компании, которым задолжал завод «Океан», не смогут вернуть свои деньги.

Дело в том, что в процессе банкротства сумма средств, вырученных от реализации имущества должника или из других источников, распределяется пропорционально размеру долга каждого кредитора в общей сумме требований кредиторов каждой конкретной очереди. Количество голосов каждого кредитора в комитете кредиторов пропорционально сумме его требований. Указанное обстоятельство дает основания предполагать, что имея требования к должнику, исчисляемые десятками и сотнями миллионов, такие кредиторы как «Консалтинг-Гамма» и «Belmont Industries Inc.» будут «править бал», принимать большинством голосов любые выгодные для себя решения. Очевидно, что остальные кредиторы не хотели мириться с подобным положением дел и поставили перед судом вопрос об обоснованности кредиторских требований «Консалтинг-Гамма» и «Belmont Industries Inc.».

В этой связи интерес вызвал договор купли-продажи ценных бумаг между заводом «Океан» и «Консалтинг-Гамма». Именно этот договор о передачи ценных бумаг на общую сумму 1,5 млрд. грн. стал основанием для включения «Консалтинг-Гамма» в реестр кредиторов судостроительного завода. Примечательно, что «астрономический» контракт был заключен между заводом «Океан» и криворожской фирмой за четыре дня до начала процедуры банкротства. К тому же руководитель завода «Океан» не имел на руках решения акционеров, которое позволяло бы заключать такого рода договора. Данные обстоятельства лягли в основу исков кредиторов и самого должника к ООО «Консалтинг-Гамма» о признании договора недействительным. Эти предположения подтвердили судьи хозяйственного суда Николаевской области, Одесского апелляционного хозяйственного суда и Верховного суда Украины.

В «Судоходной компании „Укрречфлот“ рассчитывают на объективное рассмотрение вопроса об исключении „Консалтинг-Гамма“ из реестра кредиторов, что в свою очерердь повысит шансы реальных кредиторов завода „Океан“ вернуть свои средства».

Как рассказал руководитель «Укрречфлот» в своем интервью РБК-Украина «Мы в судебном порядке признали недействительным договор купли-продажи ценных бумаг между заводом „Океан“ и „Консалтинг-Гамма“, поскольку это непосредственно затрагивало наши права. Исключение из реестра кредиторов „Консалтинг-Гамма“ позволит взыскать долги с завода „Океана“ реальным кредиторам. Еще в 2009-2010 гг. „Укрречфлот“ инвестировал средства в строительство трех судов. Но завод „Океан“ не выполнил взятых на себя обязательств. Мы хотим вернуть реальные инвестиции, а не вымышленные долги», — подытожил Сергей Головко.

Безусловно, представители финансово-промышленных групп будут прилагать все усилия, чтобы продолжить борьбу за активы завода «Океан». Но существует шанс, что судьи примут справедливое решение, поскольку страна и общество требуют кардинальных положительных изменений.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама