Фінанси

госполитика

Коммерческие банки отстранят от зарплатных проектов бюджетников. Новым требованиям Минфина будут соответствовать лишь три государственных финучреждения

Выплата зарплат учителям, медикам и другим работникам бюджетной сферы будет осуществляться через ограниченный круг банков. Накануне Министерство финансов обнародовало проект приказа о внесении изменений в порядок проведения конкурса по определению уполномоченных банков, имеющих право обслуживать зарплатные программы госучреждений.

Минфин предлагает допускать к участию в конкурсе исключительно те банки, уставный капитал которых составляет не менее 10 млрд грн. Другим необходимым условием является государственное участие в капитале банка. Госдоля собственности прямо или опосредованно должна составлять не менее 75 % уставного капитала финучреждения.

Также банк-претендент может участвовать в конкурсе, если в течение последнего года к нему не применялись меры воздействия со стороны Национального банка в виде ограничений, приостановления или прекращения операций с высокой степенью риска. Всем этим критериям в Украине соответствуют лишь три финучреждения — Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк.

Государство в государстве

Перечень уполномоченных банков специальная комиссия Минфина определяет дважды в год — в июле и в декабре. В декабре 2012 г. министерство согласовало разрешения для 84 финучреждений. Следующее заседание комиссии должно было состояться в июле, но, как сказано в сообщении Минфина, этого не произошло, так как министерство приняло решение доработать порядок.

«На сегодня положение порядка не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем Минфином осуществляются мероприятия по внесению изменений», — было заявлено в июльском сообщении министерства.

47,5 млрд гривен предусмотрено в госбюджете-2013 на выплату зарплаты бюджетникам

Действующие правила отбора банков на зарплатные проекты предусматривали лишь два пункта — претенденты на обслуживание счетов бюджетников должны быть участниками Фонда гарантирования вкладов физических лиц и иметь значение норматива мгновенной ликвидности в течение последних шести месяцев не менее 20 %.

В аналитической записке Мин­фина к проекту приказа сказано, что изменения порядка проведения конкурса для банков будут способствовать повышению эффективности управления бюджетными средствами. Согласно госбюджету-2013, на оплату труда предусмотрено 47,5 млрд грн.

Спорные моменты

Представители коммерческих банков преимущественно негативно оценили инициативу Минфина. По словам председателя правления банка «Хрещатик» Дмитрия Гриджука, предложенные министерством требования — не что иное, как «скрытая монополизация» услуги государственными банками.

Член Совета НБУ, советник предправления Альфа-Банка (Украина) Роман Шпек заверил, что финучреждения еще на этапе обсуждения документа будут добиваться через Независимую ассоциацию банков пересмотра предложенных правил.

Впрочем, по словам члена управляющего комитета GARP в Украине и экс-предправления банка «Форум» Вадима Березовика, с точки зрения государства, предложенная Минфином мера вполне логична.

«Всегда есть риск, что средства, распределяемые через бюджет или из бюджета, могут быть выплачены не в полном объеме, хотя при первичном отборе не очень надежные банки не могут попасть в этот список», — уверен эксперт. С другой стороны, он соглашается, что вступление в силу новых требований может привести к определенной монополизации этих услуг.

«Когда банк борется на рынке с большим количеством игроков, предоставляющих аналогичные услуги, он предлагает лучший сервис, более низкие тарифы и т. д. Если конкурентных условий не будет, то для пользователей, возможно, станет меньше новых продуктов и сервисов», — подчеркивает Березовик.

Финучреждения, не подпадающие под обновленные требования, по его словам, потеряют серьезный рынок с точки зрения ресурсов и продвижения своих продуктов.

«Банк, имеющий широкую клиентскую базу, является более интересным и потенциально более успешным, потому что может предложить не только зарплатный проект, но и сопутствующие продукты, к примеру, кредитные карты. Для банков, которые лишатся таких клиентов, возникает проблема: как возместить потерянных клиентов и утраченные доходы. Соответственно, можно будет ожидать волны конкуренции за негосударственных клиентов», — прогнозирует собеседник.

По оценкам опрошенных банкиров, иногда суммы остатков доходят до 70 % от фонда оплаты труда, но в среднем это 20‑40 %. Для бюджетников этот процент может быть несколько меньше.

Это не первая попытка Мин­фина сконцентрировать бюджетные средства в государственных банках. Аналогичные требования относительно размера уставного капитала и госдоли в нем с 2012 г. существуют для банков, в которых местные органы власти могут размещать на депозитах временно свободные средства.

Но если в случае с муниципалитетами Минфин аргументировал необходимость сконцентрировать депозиты в госбанках просроченными выплатами, то в отношении зарплат бюджетников таких объяснений не представлено.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама