Технологии

мобильная связь

Чтобы спасти падающий доход, мобильные операторы прибегают к маркетинговым инструментам, которые были популярны после кризиса

Чтобы спасти падающий доход, мобильные операторы прибегают к маркетинговым инструментам, которые были популярны после кризиса
Мобильные операторы пытаются спасти доход за счет сомнительных акций
Фото: Константин Мельницкий

За 10 месяцев текущего года доходы украинских мобильных операторов упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5%, до 26, 2 млрд грн. Об этом говорится в отчете Государственной службы статистики.

По данным ведомства, последний раз негативная динамика в отрасли наблюдалась в 2009-м, послекризисном году: доходы операторов тогда сократились на 3,8%.

Причина неутешительных

финансовых показателей операторов — в падении покупательной способности населения, считает директор компании SV Consulting Олег Стефанюк. Так, в третьем квартале средний доход от одного абонента у «Киевстара» снизился на 12%, до
38,2 грн., а у «МТС Украина» — на 11%, до 39 грн.

Абоненты не хотят платить больше за существующие услуги связи, а новых операторы предложить им не могут, констатирует Стефанюк. В то же время расходы операторов на оплату частот, на модернизацию сетей, поддержку качества связи постоянно растут, добавляет директор по корпоративным комму никациям «Киевстар» Михаил Шуранов.

По его мнению, без лицензий на связь новых поколений (3G/4G) операторы не смогут увеличить доходы. В случае выдачи таких лицензий абоненты получат новые услуги уже через полгода, говорит он.

Традиционно самый большой заработок операторы мобильной связи получают в октябре-декабре, рассказывает директор компании SV Consulting Олег Стефанюк.

По его оценкам, в IV квартале доход увеличивается на 15 % по сравнению с предыдущими тремя месяцами. За счет повышенной активности абонентов в конце года и общегодовые показатели могут оказаться лучше, чем по итогам трех кварталов, полагает Стефанюк.

Помимо сезонного роста дохода, операторы также смогут подзаработать на дополнительных услугах и повышении цен. Так, с 1 декабря «МТС Украина» повысит стоимость звонков для четырех тарифных планов, среди которых — представленный этой весной «МТС 3D Ноль».

Для абонентов этого тарифа в некоторых регионах стоимость отдельных услуг вырастет сразу в четыре раза. К примеру, абоненты в Одесской области, которые сейчас платят по 0,27 грн за минуту звонка на другие сети, будут платить 1,27 грн. Единая цена устанавливается для всех регионов. В тарифе Max Energy абонплата увеличится на 17 % — с 1,27 до 1,49 грн за минуту.

По словам пресс-секретаря «МТС Украина» Владислава Войтовича, оператор решил пересмотреть принципы тарифообразования, исходя из потребностей абонентов: теперь им предоставляется базовый набор услуг, а сэкономить они смогут, подключив отдельные пакеты. Представитель оператора утверждает, что эти базовые услуги устраивают большинство абонентов, и те ничего заказывать не будут.

К концу года подзаработать сможет и «Киевстар»: на прошлой неделе он начал акцию, в которой за 70 дней разыграет 70 автомобилей. Чтобы поучаствовать в розыгрыше, абонент должен отправить на специальный номер как минимум одно сообщение стоимостью 7,44 грн.

За неделю это сделали уже около 200 тыс. абонентов, то есть оператор собрал минимум 1,5 млн грн, или 4 % среднесуточной выручки, если исходить из его финансовых результатов за ІІІ квартал.

Отметим, что подобную акцию в кризисных 2008-м и 2010-м также проводила «МТС Украина». Удалось ли тогда компании существенно повысить доход, ее представитель рассказывать не стал.

Но жалобы абонентов на очередной «лохотрон» можно найти в интернете до сих пор. Примечательно, что свою акцию «Киевстар» представляет совместно с компанией «ВЕЛТИ Украинские маркетинговые услуги», которая помогала организовать аналогичный розыгрыш для МТС.

Директор по маркетингу компании «Астелит» (life:)) Денис Захаренко рассказывает, что такие мероприятия позволяют увеличить доход, но лишь в краткосрочной перспективе.

Однако это не лучший базис для стабильного дохода. «Чтобы привлечь внимание к розыгрышам и акциям, оператор генерируют огромные объемы спама, результатом которых являются не меньшие объемы недовольства абонентов», — считает он.

Таким образом, такой разовый дополнительный доход может обернуться для компании значительным падением уровня удовлетворенности клиентов, ростом числа жалоб, а в перспективе — уменьшением количества клиентов.

Если за последние месяцы этого года операторы не смогут нарастить доходы, их годовые показатели негативно скажутся на инвестициях.

«Чем меньше операторы зарабатывают, тем меньше они могут реинвестировать», — рассуждает аналитик компании Concorde Capital Александр Паращий. Он напоминает, что за счет заработков «Киевстара», к примеру, «Вымпелком» субсидирует свои активы в России и Италии.

«Материнская компания все равно возьмет те деньги, которые планировала взять. Но «Киевстару» оставит меньше, если тот покажет доход ниже запланированного», — рассказывает Паращий.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама