Хобби

коллекция

Я твой слуга, я твой работник

Я твой слуга, я твой работник
Фото: Иван Черничкин

Артем Костоваров, владелец магазина ToshoShop о единственной в Украине коллекции tin toy роботов, детских игрушках послевоенной Японии и «хрустальной» истерии в СССР.

   Насколько мне известно, я единственный в Украине коллекционер японских tin toys. Это такие неповоротливые жестяные роботы, которые не имеют ничего общего с высокотехнологичной робототехникой. Tin toy роботы — это механические игрушки, дальние родственники советских заводных тракторов и уточек. Их, как и игрушки в СССР, выпускали огромными партиями. Несколько послевоенных поколений японцев игрались именно такими незатейливыми роботами с механическим заводом. Немного позже появились усовершенствованные модели. Они были крупнее, работали на батарейках и могли уже не только передвигаться, но и стрелять.

   А началось мое увлечение с Чебурашки и телепередачи «Клуб путешественников». С детства я был восхищен азиатской эстетикой: родители не могли оторвать меня от телевизора, когда там показывали храмы Шаолиня, чайные церемонии и эпизоды из фильмов про боевые искусства. Под впечатлением от этого всего я занялся айкидо и поехал в Японию. Там я узнал о tin toy роботах и начал их коллекционировать вместе с «друзьями Чебурашки» — разными нелепыми персонажами мультфильмов или комиксов.

   Сейчас в моей коллекции тридцать роботов. Может показаться, что коллекция небольшая. Просто я соблюдаю одно правило, сильно ограничивающее приток новых экспонатов: игрушки и роботов я привожу только из своих поездок. Безусловно, с помощью интернета сейчас можно купить что угодно и в каком угодно количестве, но так неинтересно. Посудите сами: человек заходит на сайт, кликает «купить все» и автоматически становится коллекционером. Я же считаю, что охота за экспонатом важнее обладания им. Я люблю ходить по тематическим магазинчикам в Гонконге, Токио, Париже, Бангкоке, надеясь случайно найти в одном из них интересующего меня робота. Меня увлекает сам процесс поиска. Бывает, зайдешь днем в громадный токийский магазин, ходишь, все рассматриваешь, пока к тебе не подходит консультант и говорит, мол, извините, мистер, уже вечер, мы закрываемся, а ты думаешь: «Как? Я же только-только зашел!» С покупкой каждого робота связана определенная история, и именно этим ценны экспонаты моей коллекции.

   До сих пор неясно, почему эти роботы стали культовыми игрушками, но в какой‑то момент tin toy перешли в разряд винтажных игрушек, и некогда копеечные роботы вдруг стали очень-очень дорогими. В сингапурском музее игрушек есть экспонаты, оцененные в $ 25 000, в моем любимом магазинчике роботов в Токио цены стартуют с $ 2500! Звезда моей коллекции — покрытый ржавчиной tin toy робот с отломанной антенной сейчас стоит € 1500. Цены на роботов постоянно растут: за пару-тройку лет коллекции tin toy стали дороже в 1,5‑2 раза!

   И при этом в мире хватает безумцев, тратящих целые состояния на коллекционирование этих игрушек. Именно в мире, а не только в Японии. Для тех, кто не готов платить бешеные деньги за винтажных роботов, есть выход — реплики, современные точные копии tin toy роботов. Их стоимость в первую очередь зависит от тиража. Есть экземпляры, которые можно встретить в любой стране мира, они стоят от € 15. Цена на более редкие модели начинается со € 100. А если реплика выпущена тиражом всего 500 штук, то и стоить они будут от € 200. И недостатка в желающих приобрести себе такой экземпляр не наблюдается.

   У азиатов своеобразное, очень отличающееся от нашего отношение и к детству, и к игрушкам. Например, прогуливаясь в парке Гонконга, у фонтана можно встретить 50‑летних мужчин, играющих катерами на радиоуправлении. Они гоняют наперегонки, волнуются, и очень эмоционально реагируют в случае выигрыша и проигрыша. Или взять, к примеру, битвы роботов, которые пришли на смену петушиным и собачьим боям. Такие битвы сегодня регулярно проходят в Токио. Каждый участник сам программирует робота: учит его выполнять апперкоты и лоукики. Магазинчики типа «сделай сам» занимают целые кварталы, а каждый уважающий себя японец обязательно имеет какое‑то интересное хобби.

   Мода на странные дизайнерские игрушки в Японии возникла около десяти лет назад. Но люди до сих пор продолжают сходить по ним с ума. И я тоже их коллекционирую, но, честно говоря, для того, чтоб объяснить, почему кусок пластика стоит $ 800, мне придется прочитать вам лекцию часа на полтора. Это чем‑то похоже на истерическое коллекционирование благополучными гражданами СССР хрусталя в сервантах. В хрустальной посуде было даже больше смысла — из бокалов можно было хотя бы пить! Здесь же — просто воплощенные в пластике персонажи граффити, герои комиксов, эскизы художников. У меня есть несколько дизайнерских игрушек KAWS — они ценятся во всем мире, но если вы ничего не знаете об известном граффити-райтере, нарисовавшем этих персонажей, вы не поймете, почему за его работы платят такие деньги. Зато, когда в мой магазин, где выставлена вся моя коллекция, забредают понимающие иностранцы, то сильно удивляются: оказывается, и в Украине ценят такое нишевое искусство. Часто они хотят что‑то купить. Но даже с самыми распространенными игрушками мне сложно расстаться: я нахожу миллион предлогов для того, чтоб не продать их даже по очень выгодной цене. Да, это нелогично, но такой уж я есть.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама