Хобби

сильные впечатления

Оружие массового развлечения

Оружие массового развлечения
Фото: FOTOBANK.UA

Не обязательно быть сотрудником специальных подразделений, чтобы 
c настоящим оружием в руках легально участвовать в стрельбах, напоминающих реальные 
боевые 
действия.

Практическая работа

Появившееся 10 лет назад в жизни Сергея Львовича увлечение оказалось стрельбой в «десятку»: в одном деле для него соединились и работа, и хобби. «По образованию я юрист, — рассказывает Сергей, ставший в 2008 году чемпионом Украины по практической стрельбе из пистолета, а сегодня возглавляющий Всеукраинскую федерацию прикладных стрелковых видов спорта. — Раньше я занимался рукопашным боем, но после того как получил травму колена, стал искать другое увлечение». Им стала стрельба по правилам IPSC — Международной конфедерации практической стрельбы, — которой Львович занялся после семинара известного российского инструктора Евгения Ефимова. Увиденное настолько впечатлило Сергея, что он с единомышленниками взялся развивать эту дисциплину в Украине: у нас о существовании практической стрельбы знали единицы, тогда как в России ее культивируют с 1998 года.

Уже через год после начала занятий навыки Сергея оценили представители одного из спецподразделений и пригласили провести семинар для сотрудников силовых ведомств. Сегодня эти семинары посещают уже не только силовики, но и обыватели, заинтересовавшиеся стрельбой. Учениками «с улицы» он особенно гордится: «Однажды на моем семинаре появился обычный программист, никогда до этого не державший в руках оружия. Через год он уже вошел в десятку лучших стрелков Украины, обогнав профессионально подготовленных специалистов, которые по долгу службы регулярно тренируются с оружием».

Шоу холостяков

Пример с программистом развенчивает главный миф о прикладных стрелковых видах спорта — чем больше стреляешь, тем лучше получается. Оказывается, 70‑80 % времени на тренировках проходит вообще без стрельбы. Стрелки называют этот этап подготовки «холощением». Он представляет собой отработку стойки, хвата, различных манипуляций с оружием, перемещения и имитацию стрельбы из разных положений. «Этот парень купил макет пистолета и каждый день занимался дома, — говорит Сергей. — На тренировках он отстреливал всего по 50 патронов в неделю. Иногда, не чаще раза в месяц, делал 100 выстрелов в неделю, хотя обычно для того чтобы достичь аналогичного результата, спортсмену нужно делать 200‑300 выстрелов за тренировку».

В столичном тире «Динамо», где Сергей проводит семинары по динамической стрельбе, стоимость одного патрона составляет около $ 0,35‑0,40. Доступной стрельба стала буквально три-пять лет назад. Хотя и сейчас в Украине достаточно тиров, работающих по старой бизнес-схеме: там очень завышают цену на боеприпасы. В таких местах патрон может стоить $ 1. При такой цене речь о серьезном занятии, конечно, не идет: туда приходят обеспеченные люди пострелять в свое удовольствие.

Три минуты: это много или мало?

Тех, кто проводит досуг в тирах и на стрельбищах, можно разделить на две категории. Первые стреляют ради удовольствия. В тир такие люди приходят в поисках эмоциональной разрядки — выпустить пар. Вторая категория стрелков, к которым принадлежит Сергей Львович и его ученики, — спортсмены. Их занятия предполагают регулярность, цель и огромный комплекс методов, позволяющих ее достичь. Такая стрельба называется прикладной или динамической. Ее суть в том, чтобы поражать мишени в динамике, в условиях, приближенных к реальным.

В Украине представлены несколько самых популярных прикладных стрелковых видов: стрельба по правилам IPSC, Тrigun shooting и прикладная стрельба по правилам IDPA — Международной ассоциации оборонной стрельбы из пистолета.
Первый вид — самый популярный. Стрелку нужно выполнить упражнение, поразив все мишени, расположенные на специальной площадке, за минимальный отрезок времени, причем очередность поражения мишеней спортсмен выбирает самостоятельно. Одно соревнование, проводимое под эгидой IPSC, может включать до 20‑30 подобных упражнений.

«Перед стартом участнику дают три минуты на ознакомление с упражнением, — объясняет Сергей. — Главная задача — построить правильный гейм-план. Во время выполнения одного упражнения участник может сделать до 32 зачетных выстрелов, а за два дня соревнований — 500‑700».

К интригам, несмотря на созвучие, второй вид стрельбы отношения не имеет: просто в нем используется три вида оружия — карабин, ружье и пистолет, отсюда и название. На соревнованиях по Тrigun shooting стрелок должен использовать все три типа оружия и в зависимости от вида мишени выбирать, из чего стрелять.

Третий по популярности стрелковый вид спорта — прикладная стрельба по правилам IDPA. Главная особенность этого вида — стрельба в ситуациях, имитирующих реальные огневые контакты. В какой‑то мере прикладную стрельбу можно назвать игрой в войну, ведь, кроме навыков владения оружием, здесь необходимо тактически правильно выстроить алгоритм действия. Вот как описывает такую «игру в войну» Сергей Львович: «Представьте, что вы попали в перестрелку. Поскольку ближние «противники» считаются более опасными, их нужно поразить в первую очередь. Такие упражнения приучают не бегать перед противником, а прятаться — использовать укрытия для достижения поставленной цели. Такой вид стрельбы пользуется наибольшей популярностью у работников правоохранительных органов».

Чтобы научить спортсменов контролировать адреналиновые всплески, на тренировках создают специальный антураж. Если отрабатывается упражнение «самооборона на остановке общественного транспорта», в тире строят макет остановки, если ситуация предполагает темное время суток — выключают свет. После таких тренировок на соревнованиях или в условиях реальной боевой ситуации воздействие стрессового фактора будет значительно ниже.

Спокойствие, только спокойствие

Несмотря на то что динамическая стрель-ба сопряжена с выбросом адреналина, она принципиально отличается от других экстремальных увлечений. Чем больше знаешь об оружии, говорят стрелки, тем серьезнее к нему относишься. Поэтому, рассуждая об эмоциональной составляющей стрельбы, Сергей Львович предпочитает использовать словосочетание «контролируемый адреналин». Знакомство с оружием и тренировки начинаются с изучения техники безопасности. Правила обращения с оружием соблюдают беспрекословно и нещадно карают даже за, казалось бы, незначительные нарушения: любая небрежность на соревнованиях означает немедленную дисквалификацию.

Кодекс стрелка включает четыре правила: не направлять оружие на мишень, если не собираешься стрелять; не касаться спускового крючка, пока оружие не направлено на мишень; всегда обращаться с оружием как с заряженным; перед тем как выстрелить, проконтролировать, что находится перед мишенью и за ней. «Помню, на европейских соревнованиях выступал именитый спортсмен из России, — рассказывает Сергей. — В первый же день, доставая пистолет из кобуры, он случайно пронес ствол мимо ладони левой руки и тут же был дисквалифицирован, несмотря на то, что не держал палец на спусковом крючке. На подготовку к этим соревнованиям он потратил порядка трех тысяч долларов, но уехал домой, не сделав ни единого выстрела. Так что стереотип, согласно которому на соревнованиях «стволами машут», не имеет под собой никаких оснований».

Здравствуй, оружие

На Youtube можно посмотреть, во что превращают свое оружие поклонники динамической стрельбы из других стран. Масштабы оружейного тюнинга сегодня сопоставимы с эпидемией автотюнинга. Но, увы, нашим стрелкам тюнингованные модели оружия недоступны. Более того, в Украине невозможно купить даже обычный серийный пистолет. «Нам нужен закон об оружии, — говорит Сергей, — потому что сейчас мы находимся в абсурдной ситуации: спорт есть, а оружия нет. В США, например, пистолет стоит $ 400‑600. В Украине, учитывая транспортные расходы и интересы продавцов, такую модель можно было бы приобрести за $ 1000, но никто не хочет заниматься импортом: из‑за отсутствия соответствующего законодательства легальный бизнес невозможен».

Во время семинаров Сергей Львович ис-----пользует две модели пистолетов — Glock-17 и CZ SP-01 Shadow. Обе — под патрон калибра 9х19. Это очень распространенный калибр, используемый правоохранительными органами и силовыми структурами во всем мире. Для тренировок используются патроны с обычными пулями, без стального сердечника.

В ружье!

«Это не оружие защищает вас, — любит повторять Сергей. — Вы сами защищаете себя при помощи этого оружия, следовательно, нужно уметь с ним обращаться. К сожалению, сегодня, чтобы стать собственником оружия, нужно всего лишь пройти тест из 20 вопросов на знание материальной части».

Ситуация парадоксальна: в Украине разрешены автоматы Калашникова, переделанные под карабины, и большинство покупателей такого оружия не отдает себе отчет, с чем они имеют дело. Например, опасная дальность полета автоматной пули — три километра, поэтому промахнувшись, можно ранить человека, который находится вне зоны видимости. «В последние месяцы для самообороны украинцы скупают все, что можно, — рассказывает Сергей. — А поскольку легче всего купить гладкоствольное оружие, то приобретают именно его, хотя для самообороны его мощность избыточна. По статистике, при самообороне с пистолетом на расстоянии до пяти метров смертность составляет 25‑30 %, из гладкоствольного оружия — 75‑100 %».

С принятием закона об оружии ситуация обещает измениться: спектр оружия для самообороны расширится. Это позволит выбирать максимально эффективные модели, и решит проблему вынужденного приобретения оружия с избыточной мощностью. «А еще такой закон дифференцирует стрелков, — объясняет Сергей. — Если человек покупает оружие для занятий спортом, он должен будет стать членом спортивного клуба, для охоты — членом охотничьего общества. Если же вы решите приобрести оружие для самообороны — придется пройти курсы, на которых вас обучат обращаться именно с этим оружием».

Прекрасное далеко

Во всем мире пистолеты, автоматы и карабины давно стали частью индустрии развлечений: десятки тысяч людей посещают по выходным стрелковые комплексы, которые радикально отличаются от отечественных тиров в полуподвальных помещениях. Современные тиры — это мультиплексы с кафе, кинотеатрами и детскими площадками. Даже в России дела обстоят намного лучше, чем у нас: в Москве, например, находится лучший в Европе стрелковый комплекс крытого типа — «Объект».

На вопрос о времени возможного появления аналогичного комплекса в Украине Сергей Львович ответить не может, потому что у нас не только не строят новые тиры, а и закрывают старые: их перепрофилируют под склады, а землю, на которой размещались стрельбища, отдают под дачную застройку. «Строительство открытого стрелкового комплекса требует соблюдения определенных технических норм, — говорит Сергей. — В первую очередь, они предполагают наличие «мертвой зоны» в направлении стрельбы — до пяти километров: там нельзя будет ни строить, ни ездить». Но главную причину отсутствия современных стрелковых комплексов в Украине эксперт видит в другом — в нежелании создавать бизнес, который окупится только через несколько лет: мало кто в Украине готов вкладываться в долгосрочные проекты.

Тем не менее попытки предпринимались. В 2008 году под Киевом собирались строить стрелковый комплекс, но помешал финансовый кризис. Из-за нынешних событий в стране заморожено строительство торгового комплекса на Днепровской набережной, в котором был запланирован современный тир, а аналогичный комплекс на Теремках еще даже не начали возводить. Но развитие стрелкового спорта в Украине может пойти и по другому пути: «В Запорожье, — говорит Сергей Львович, — сначала появилось сообщество людей, увлеченных стрельбой. А потом они привлекли инвесторов и сейчас начали строить современное стрельбище».

Так или иначе, мест, в которых можно научиться обращаться с оружием, будет появляться все больше и, возможно, когда‑нибудь, уже не американские, а украинские стрелки начнут выкладывать на YouTube видео, демонстрируя свое эксклюзивное оружие и успехи в стрельбе.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама