Хобби

сильные впечатления

Галопом по озерам

Галопом по озерам
Фото: Богдан Парфенюк

В последние годы увлечение яхтингом в Украине переживает настоящий бум. Еще несколько лет назад фотография на яхте могла занять место в рамке между портретами предков, а сегодня даже facebook альбомы скромных работников офисного труда кишат морскими снимками. Плотность присутствия отечественных туристов в акваториях близлежащих морей, похоже, достигла пика: в известной любительской регате Marmaris International Race Week украинцы и россияне составляют чуть ли не 80 % флота (более 100 вымпелов). Мир действительно стал меньше, и если вы хотите получить уникальный яхтенный опыт, почему бы не пройтись под парусом на озере?

   Среди озер, по которым можно ходить под парусом или на моторной яхте, самыми известными являются водоемы Швейцарии, Италии и США. Россия долго оставалась в стороне, но сейчас и ее акватории открываются путешественникам мира.

Гарда: заповедник ветра

   Озеро Гарда на севере Италии было модным местом отдыха еще во времена Римской империи — здесь любили отдыхать патриции. Вода в этом озере замечательно прозрачная, так что даже на глубине в двадцать метров хорошо видна окатанная доломитовая галька. Эту чистоту в свое время по достоинству оценил Жак-Ив Кусто, проводивший здесь тренировки по обследованию затонувших кораблей: напротив Ривы на дне лежит затонувший транспорт Lazise.

   На 130‑километровой береговой линии Гарды разместились 12 яхтенных школ, 21 порт, 19 яхт-клубов и 54 стоянки для парусных и моторных судов. Ходить на моторных яхтах можно по южной и центральной частям озера, между Сирмионе, Сало и Бардолино. А вот север озера — заповедник, в 13 км к югу от Рива-дель-Гарда проходит граница, дальше которой проход запрещен.

   Сам же Рива-дель-Гарда входит в пятерку самых изящных и дорогих курортов Италии. Он находится в северной части озера, в долине между высоких гор, поэтому 300 дней в году здесь, к радости яхтсменов, — ветреные. Наверное, это единственное в Европе место, которое можно назвать заповедником ветра. Именно поэтому здесь находится один из самых уважаемых в яхтенном мире клубов — La Fraglia. Клуб расположен у подножия горы Раккетта, окружен садом с магнолиями и оливковыми деревьями. Фасадом он обращен к старому каналу и крепости XIII века. В марине клуба постоянно находится около 110 яхт, но во время международных соревнований их количество может утроиться.

   «Это лучшее место на земле, — говорит харьковский предприниматель, член сборной Украины Денис Хащина. — Для занятий парусом на Гарде просто уникальные условия. Нигде больше я не видел такого удивительного ритма ветра. С утра дует северный ветер Пелер, затем, в обед, его сменяет южный — Ора. При том что ветра достаточно сильные, поверхность остается ровной, и яхта просто парит над водой. Окрестности озера очень живописны, после регат я всегда стараюсь задержаться здесь подольше, чтобы насладиться удивительными красотами и воздухом Гарды».

Женевское озеро: яхтинг класса люкс

   Заключенные в центре континента швейцарцы всегда называли Женевское озеро (для французов — Леман) морем. Действительно, в пасмурные дни противоположный берег не просматривается, здесь случаются шторма до 5 баллов, да к тому же есть приливы и отливы! Водоем, растянувшийся на 80 км с севера на юг, предоставляет достаточно возможностей как для спорта, так и для отдыха под парусом. Особенность озера — значительный перевес количества парусных яхт над моторными, хотя в мире в целом баланс обратный.

   Нельзя сказать, что Женевское озеро обладает такими стабильными ветрами, как Гарда, да и сезон здесь короче. Но неспешное путешествие вряд ли окажется скучным. Причина тому — живописные и богатые историческими достопримечательностями прибрежные города и поселки. Лозанна признана самым красивым городом на берегу озера, а у города Монтре находится знаменитый и растиражированный на сотнях изображений замок Шильон. Женевское озеро всегда было прежде всего местом отдыха — не только для современных туристов, но и, например, для Льва Толстого, который, прожив на его берегах довольно долгий срок, так ничего здесь толком и не написал. «Женевское озеро, очень глубокое и со всех сторон окруженное горами, замечательно своим ровным климатом, — рассказывает Александр Кошевой, инструктор парусной школы Родиона Луки. — В период весна-лето-осень здесь практически не бывает критических погод, так что яхтинг здесь — чистое удовольствие. Не говоря уже о прекрасной инфраструктуре — марин и яхтенных стоянок (у каждой — комфортабельная гостиница, ресторан, прачечные и т. д.) здесь не менее пятидесяти».

Фрисландия: страна водных дорог

   Приверженцы парусного образа жизни наверняка по достоинству оценят путешествия по озерам и каналам Нидерландов. Давно прошло то время, когда маленькая Голландия была самой могущественной морской державой в мире, но и сейчас представить жизнь этой страны без водного сообщения невозможно. По многочисленным каналам и озерам передвигается самый разнообразный водный транспорт: грузовые суда, рыболовецкие шхуны, речные баржи, скоростные глиссеры. Но самый потрясающий вид водного транспорта здесь — старинные парусники, которые из‑за цвета парусов зовутся «коричневым флотом». Управление таким судном требует сноровки и опыта, поэтому есть смысл обратить внимание на аренду привычных моторных яхт. Впрочем и они здесь отличаются от средиземноморского типа суден: более скромные внешне, но намного более добротно построенные, скандинавские моторные яхты станут полноценным домом даже во время длительного плавания в капризную северную погоду.

   Маршруты Нидерландов, как правило, комбинируют плавание по открытому морю с проходом каналов и искусственных озер. Малые глубины, узости и приливы могут стать серьезным вызовом для неопытного навигатора, но суровая северная красота и исключительный порядок на водных путях компенсируют все сложности. Как правило, самостоятельное исследование Нидерландов начинается с удобного маршрута по Фрисландии. Стартовать можно в городе Снек, чтобы, миновав Воркум и каскад озер, выйти в Эйсселмер — искусственное пресное озеро, отделенное от моря дамбой с автодорогой, которая внесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как самая длинная дамба в мире. Далее через шлюз есть выход в Ваттово море, признанное ЮНЕСКО «одной из последних масштабных природных экосистем приливной зоны, в которых естественные процессы продолжают функционировать в значительной степени без вмешательства человека». Собственно, ватты — это намывные банки из песка, по которым можно гулять во время отлива. Здесь это национальный вид отдыха, но для начинающего яхтсмена это настоящее испытание.

   «Потрясающе: в Голландии плавсредства и автомобили — на равных правах, — рассказывает Богдан Парфенюк, редактор одного из украинских яхтенных изданий. — Просто у каждого своя дорога. На «перекрестках» обычно разводной мост и светофоры. А еще есть судоходные акведуки — это когда автодорога «проныривает» под каналом. Непривычное зрелище: ты на плавсредстве сверху, а автомобили — снизу! При движении по каналам действуют специальные ПДД. Скорость ограничивается — могут даже оштрафовать. Впрочем вокруг так красиво, что лихачить совсем не хочется. Именно поэтому я люблю ходить по каналам и озерам: глазу не скучно, пейзаж все время меняется. Кроме того, у Фрисландии есть еще одна привлекательная черта — это «сказочная» архитектура ее многочисленных старинных городков».
Из Ваттового моря через каналы основанного в ХI веке порта Харлинген можно добраться в столицу Фрисландии — Леэварден. По пути встречаются городки, появившиеся на карте Европы в VIII‑X веках, где средневековые строения до сих пор служат в качестве офисов и жилья. На лодке по каналу легко зайти прямо в центр Леэвардена. Наши бизнесмены наверняка оценили бы возможность подойти к своей фирме на лодке прямиком с морского курорта. Ну а если дел в городе нет, его можно обойти по обводному каналу, который затем приведет вас к отправной точке путешествия — городу Снек.

Байкал: парусный «secret spot»

   Все чаще путеводители по России для интуристов упоминают Байкал. Как известно, это озеро содержит 1 / 5 запаса пресной воды планеты и является шестым по площади в мире. Удаленность Байкала от центральных туристических маршрутов Евразии позволила сохранить его первозданную красоту. Благодаря активности местного сообщества яхтсменов сначала на российском, а сейчас уже и на европейском уровне Байкал стал известен, в том числе, как парусный secret spot. По количеству солнечных дней Байкал не уступает черноморскому побережью Крыма, а благодаря уникальным местным ветрам наряду с развитой береговой линией и завораживающими пейзажами парусные путешествия здесь запомнятся на всю жизнь. Парусная активность на Байкале не замирает даже зимой: на льду озера соревнуются буера, а в 2016 году здесь состоится чемпионат мира среди буеров класса DN.

   «Я дважды участвовал в трансбайкальской регате Baikal Race, — рассказывает Оскар Конюхов, директор клуба яхтенных путешествий «Транзат». — Байкал поразил меня своим величием и мощью — я считаю, что нам, россиянам, очень повезло, что мы имеем такое богатство. Причем впечатляет на Байкале не только природа: люди, которых встречаешь здесь, совершенно другие, чем в наших городах. Размеренная жизнь в этих природных красотах делает их открытыми, спокойными, мудрыми».

Антиподы Байкала: Онтарио, Гурон, Мичиган

   Когда говорят об исключительно большом размере чего‑либо, в качестве аргумента приводят тот факт, что этот объект, будь то Великая китайская стена или египетские пирамиды, «виден из космоса». Так вот, Великие озера между США и Канадой прекрасно видны не только из космоса, но и на маленьком школьном глобусе. Яхтсменам России будет досадно узнать, что Великие озера хранят не меньше пресной воды, чем Байкал, но при этом располагают береговой линией в половину бассейна Средиземного моря. А для нас важно еще и то, что через Великие озера пролегает путь так называемого «плавания вокруг США».

   Благодаря системе судоходных каналов рек Св. Лаврентия и Миссисипи яхта, стартовав в Чикаго, может пройти на юг вплоть до Мексиканского залива, а оттуда, через Флориду и атлантическое побережье США, по реке Св. Лаврентия вернуться обратно в бассейн Великих озер. Этот путь имеет протяженность более 10 000 км, так что на его преодоление потребуется немалый срок. Временем располагают американские пенсионеры, которые годами путешествуют по указанному маршруту.
Тем же, кто ищет драйва и адреналина, лучше принять участие в регате Чикаго — остров Макинак, которая проводится в июле ежегодно с 1898 г. Это самая длинная пресноводная регата в мире. Но маршрут не обещает легкого плавания. В 2011 году флот участников попал в ураган, который поднимал 4‑6‑метровые волны. Несколько яхт потерпели крушение, двое яхтсменов погибли.

   Однако ураганы здесь случаются редко, и в целом плавание по Великим озерам приносит огромное удовольствие. Расположенные в самых экономически развитых зонах США и Канады, Онтарио, Гурон, Мичиган и их более мелкие собратья предоставляют собой уникальную комбинацию первозданной природы с пятизвездочным уровнем яхт-клубов, которых здесь не менее сотни. Многие из них, как, например, клубы Детройта и Чикаго, существуют с XIX века.

   Озеро Мичиган полностью принадлежит США, что решает визовый вопрос для отечественного путешественника. На юге озера ходят в районе городов Чикаго, Милуоки и Холланд. Север привлекателен наличием островов и выходом в озеро Гурон, западный берег которого тоже принадлежит США. Здесь нет крупных городов, а побережье — сплошь национальные парки. А, как бы странно это ни звучало, американская глубинка может впечатлить не менее Франции или Нидерландов. Город Петоски на Литл Траверз Бей с его викторианской архитектурой любил посещать Хемингуэй. Собственно Траверз-сити — центр местного виноделия и всевозможной кулинарной активности. Французский городок Шарльвуа — настоящий рай для любителей гольфа. А еще здесь просто уникальная архитектура — так называемые грибные домики, напоминающие жилища хоббитов из знаменитой кинотрилогии.

Титикака: aqua incognita

   Настоящим отечественным первопроходцам от яхтинга стоит обратить внимание на открывающиеся возможности путешествий по озерам экзотических стран. Южная Америка начинает открывать свои тайны самым отчаянным и обеспеченным, да и те в большинстве своем дальше Рио‑де Жанейро не продвинулись. Например, озеро Титикака еще недавно упоминалось только в анекдотах. Тем временем, разделенный между Боливией и Перу, этот водоем является самым высоким в мире судоходным озером. Здесь прохладно — температура воды всегда 10‑12 градусов из‑за впадающих в озеро горных рек. Идея сдавать яхты в аренду пришла в голову местным туроператорам недавно. Стартовав на боливийском побережье, стоит посетить острова Солнца и Луны, где расположены руины городов инков. А на берегах озера живут местные племена индейцев, визит к которым для европейца может стать настоящим потрясением.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама