Спасти Катю

Спасти Катю

Федор Бондарчук снял военное кино 
как аттракцион и рассказал частную историю 
на фоне эпохального сражения. «Сталинград», претендуя на звание универсального зрелища, хочет понравиться всем, получить и кассы, и призы.
Но лента только расколет аудиторию и критиков

   Федор Бондарчук прекрасно знает: чтобы привести в кинозалы большую аудиторию, не стоит смущаться показом банальностей — это те «приземленные» эмоции, которые испытывают «простые» зрители и которые недоступны критикам, ругающим коммерческое кино за манипулирование и примитивность. В таких фильмах, как «Сталинград», кровь должна рифмоваться с любовью, страсти кипеть как в сериале, а в первых же кадрах самолет, летящий на помощь жертвам взорвавшейся японской атомной станции на заднем плане, оставляет передний план ветке сакуры (Япония же!), с которой лепестки летят прямо на нас — зачем еще нужно 3D?

   Герой с голосом Бондарчука, лица которого мы не видим, разбирает завалы станции и поддерживает похороненную под ними немку, расспрашивает о семье. Когда та говорит, что не понимает, как пережила смерть отца, голос режиссера произносит: «А у меня вообще пять отцов было, и все умерли». На этом современное вступление окончено, начинается собственно история, произошедшая в 1942‑м во время боев на сталинградских улицах.

   Бондарчук не стал играть со зрителями в спойлерные кошки-мышки. Как и в «Спасти рядового Райана», и в «Титанике», история показана глазами выжившего или, в случае со «Сталинградом», зачатого во время описываемых событий. Через пять минут после начала фильма мы уже знаем, кто выживет, а кто умрет, и в этом есть некий старомодный класс — Бондарчук не суетится, не нервничает, не играет в поддавки, сразу выкладывает все козыри, и самая зрелищная экшен-сцена происходит тоже в начале — когда после переправы советских войск через Волгу к реке выходят горящие, как призрачные гонщики, немцы и бросаются под градом пуль в воду.

   Капитану Громову (Петр Федоров) и еще нескольким солдатам удается закрепиться в одном из домов, в котором они находят последнюю оставшуюся в живых местную жительницу Катю (Мария Смольникова). Битва за родину быстро превращается в битву за Катю, и до финала остается гадать, кто станет отцом Астахова, которого озвучивает Бондарчук (сюжетный поворот может застать врасплох людей, которые верят в классическую драматургию и своим глазам).

   Кровный враг Петра и всей поселившейся в квартире компании — немецкий офицер Кан в исполнении Томаса Кречмана, игравшего нациста одиннадцать лет назад в «Пианисте» Романа Поланского — показан во вполне советской традиции «Щита и меча». Скучающий, склонный к философствованию образованный европеец в шоке от восточной дикости. «Я пришел в Россию как солдат, а вы меня превратили в зверя», — жалуется он на немецком не понимающей ни слова местной любовнице Маше (Яна Студилина), которая выглядит так, будто через день ходит в салон красоты.

   То, что человеческая трагедия слегка покрыта в «Сталинграде» красивеньким глянцем — проблема этическая. Гораздо хуже, что Бондарчук использовал приемы, которые даже в западном коммерческом кино считаются крайне немодными и нелепыми. Первый — придающий картинке литературности закадровый голос: давно считается, что к нему прибегают, когда не могут рассказать историю просто выразительными средствами. Второй — снятые в рапиде почти все экшен-сцены. Бывший революционным в «Матрице», прием устарел сразу же после «300 спартанцев» и перекочевал в дешевые пародии. Но старомодность режиссера явно не смущает. Он совсем не скрывает, что оказался между двумя поколениями — своего отца, лично воевавшего на Второй мировой, и нынешней киноаудиторией до 25, которой надо продать фильм, но так, чтобы и старики не возмущались. В каком‑то смысле Бондарчук сейчас претендует не только на профессиональную нишу своего отца, мастера советского батального кино, но и на недавнее еще положение Никиты Михалкова, снимавшего «нестыдный мейнстрим», который хочет и понравиться массам, и получить «Оскар» (что и случилось с «Утомленными солнцем»). Но для второго тогда точно нужно было отказываться от закадрового голоса и рапида.

«Сталинград»


Россия


Режиссер: Федор Бондарчук. В ролях: Петр Федоров, Томас Кречман, Мария Смольникова, Яна Студилина, Дмитрий Лысенков

 

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама