Смешанные чувства

Смешанные чувства
Иван Бачурин
Фото: Иван Черничкин

О сладком, сделанном специально для Украины, скотче, критериях выбора купажированного виски и экспансии дешевых блендов.

   Недавно я посещал самый престижный фестиваль, посвященный виски — Whisky Live. Там были представлены около 200 производителей виски со всего света. Посетители могли попробовать достаточно редкие молты, например Strathisla 1903 года дистиляции. Такие образцы не встретишь ни в магазине, ни даже на аукционе, но единственным местом, около которого всегда толпились люди, была стойка с Jameson. Причем подавали этот виски исключительно с пепси-колой. Можно сколько угодно рассуждать о вкусовых преимуществах «солодов», но статистика неумолима: из 100 продаваемых в мире бутылок скотча 85 — это смешанный виски.

   Объяснить популярность блендов просто. В середине XIX века весь солодовый виски был довольно торфяным и грубым, употребляли его преимущественно в Британии. В 1853 году, озаботившись расширением рынка сбыта, владелец винокурни Эндрю Ашер смешал несколько видов зерновых и солодовых спиртов, в результате чего получился сбалансированный напиток, моментально ставший популярным. Сегодня наблюдается аналогичная ситуация: солодовый виски может отпугнуть своим интенсивным вкусом, а бленд наоборот — оказаться приемлемым вариантом.

   В прошлом году, во время обучения в школе виски в Глазго, организованной Grant's, нам предложили создать свой купаж, предоставив девять сортов солодового и один сорт зернового виски. Вернее, предложили попытаться повторить вкус знаменитого Grant's Family Reserve. Оказалось, что для создания купажа с легким тоном дыма и фруктово-цветочным ароматом недостаточно смешать фруктовый, цветочный и дымный виски. Создание бленда — очень сложный процесс, а мастера купажа — уникальные специалисты. Не все, к сожалению. Теоретически процесс купажирования должен сглаживать вкусовые характеристики виски. На практике же рынок переполнен дешевым купажированным виски очень низкого качества.

   В основном это касается напитков стандартной категории, то есть сделанных из спиртов, выдержанных не менее трех лет. Шотландское законодательство не регламентирует количество солодового виски в купаже, хотя именно от этого показателя зависит и качество, и цена напитка. Поэтому сегодня на полках наших супермаркетов запросто можно встретить виски, состоящий из одной части карамели, используемой для придания напитку цвета, одной части солодового виски — для придания вкуса и 98 частей зернового спирта. Много ли солодового виски включено в купаж виски MacArthur, Sir Edward's, Legendary Scot? Никто не знает. По сути, эти напитки являются выдержанной водкой, согласно же этикетке — отвечающим требованиям законодательства blended whisky.

Как же выбрать качественный виски? Во-первых, переходите на японские бленды. Законы этого государства четко регламентируют количество солода в купаже — минимум 10 %. Невероятная щедрость! Правда, японский купажированный виски стоит примерно на 50 % дороже скотча. Во-вторых, выбирайте только проверенные бленды, вкус которых вы могли оценить в Украине. Объясню почему: вкус виски одного бренда может очень отличаться, в зависимости от того, в какой стране вы его приобрели. Согласно шотландскому законодательству, односолодовый виски должен бутилироваться в Шотландии, а смешанный можно вывозить в цистернах и разливать где угодно, например в Беларуси. Это уменьшает себестоимость напитка, но отражается на качестве. К тому же производители купажированного виски корректируют вкус своей продукции с учетом потребительских предпочтений локальных рынков.

   Помню, как однажды владелец одесского ресторана «Бернардацци» принес мне три бутылки 12‑летнего Chivas Regal. Одна, с лейблом UK, была выпущена для внутреннего рынка Великобритании, вторая — для duty free, третья была завезена в Украину официальным импортером. Дегустация показала, что бутылки с одной этикеткой содержат абсолютно разный по вкусу и аромату виски. Для Британии выпускается наиболее дымный вариант скотча, для Украины, как и для любой страны Восточной Европы и Дальнего Востока, — наиболее сладкий. Виски для duty free обладал наиболее сбалансированным, я бы сказал компромиссным, вкусом. Для азиатского рынка выпускают очень ароматные, «парфюмированные» бленды, для американского — с повышенным содержанием спирта. В Европе традиционно популярны напитки крепостью 40 %, в Англии — 43%, в Америке — 46‑50%. Недавно я видел у нас билборд с рекламой виски Teacher's крепостью 43 %. Думаю, дизайнер просто забыл изменить показатель крепости во время адаптации британского рекламного макета. В наших магазинах такой скотч не продается.

Для Британии выпускается наиболее дымный вариант скотча, для Украины, как и для любой страны Восточной Европы и Дальнего Востока, — наиболее сладкий

   При выборе бленда я не советую доверять надписям на этикетках вроде «лучший виски Шотландии»: нынешнее законодательство позволяет хвалить свою продукцию на любой лад. Доверяйте только себе, и никогда не ошибетесь. Однажды Spirit Club Ukraine проводил дегустацию «стандартных» блендов. Это было слепое тестирование: даже я не знал, какой напиток подают. Так вот, фаворитами неожиданно стали не самые дорогие виски — Haig's, Teacher's и White Horse. Остальные — Grant's, Ballantine's, Dewar's шли с минимальным отставанием. Несколько блендов и вовсе оказались напитками низкого качества. К сожалению, виски может разочаровывать, особенно сейчас, когда количество дешевых блендов на нашем рынке стремительно растет. Никто не знает, как будет развиваться ситуация, ведь улучшать качество (а значит, и увеличивать себестоимость) продукции, рассчитанной на массовое потребление, производителю не выгодно. Но мне хочется верить, что ради сохранения своего доброго имени шотландцы ужесточат законодательство, и некачественного купажированного виски станет меньше.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама