Бізнес

новый игрок

Транспортники в 2015 г. получат собственный регуляторный орган, который будет заниматься тарифообразованием

Министерство инфраструктуры предлагает создать Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере транспорта (НКРТ). Это предполагается проектом закона, опубликованным на сайте ведомства. Согласно документу, основной функцией нацкомиссии станет регулирование тарифов на внутренние и международные перевозки пассажиров и грузов железнодорожным, воздушным, речным и морским видами транспорта. В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2015 г.

Чем займется новое ведомство

Планируется, что комиссия будет определять, какие из пассажирских поездов и вагонов отнести к социальному сегменту (дешевому), а также согласовывать с Кабинетом министров источник, из которого будут возмещать убытки от тарифов. Кроме того, ведомство будет регулировать деятельность естественных монополий, к которым также относятся объекты инфраструктуры, обеспечивающие движение железнодорожного транспорта общего пользования и оказывающие специализированные услуги, которые предоставляются в речных, морских, морских рыбных портах и аэропортах.

Законопроект предусматривает, что комиссия сможет регулировать лицензирование хозяйственной деятельности в сфере перевозок пассажиров и грузов железнодорожным транспортом. НКРТ сможет применять санкции к субъектам хозяйствования за нарушение ими лицензионных условий.

Долгий путь

Функции выдачи и контроля лицензий на авиа- и морские перевозки сохранят за Государственной авиационной службой и Государственной инспекцией Украины по безопасности на морском и речном транспорте (Укрморречинспекцией).

Более 16 лет пытаются создать независимый орган, который будет регулировать тарифообразование в сфере транспорта

Сегодня тарифы в транспортной отрасли устанавливает Мининфраструктуры по согласованию с Кабинетом министров. Необходимость передачи полномочий в сфере тарифообразования в транспортной отрасли независимому органу закреплена в указе экс-президента Украины Леонида Кучмы от 1997 г.

В январе 2012 г. Кабинет министров зарегистрировал в парламенте законопроект, которым предполагалось создать Национальную комиссию по регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере транспорта. Однако в апреле того же года документ был снят с рассмотрения и отозван.

Выиграет «Укрзалізниця»

Создание НКРТ больше всего отразится на сфере железнодорожных перевозок, говорит координатор реформирования транспортной отрасли Координационного центра реализации экономических реформ при президенте Украины Александр Кава. Он пояснил, что «Укрзалізниця» сможет уйти от перекрестного субсидирования благодаря экономически обоснованному тарифу. Пассажирские перевозки «Укрзалізниці» традиционно убыточны и покрываются за счет дохода от грузовых. За 11 месяцев 2013 г. монополист получил убытки от пассажироперевозок в сумме 5,35 млрд грн, в том числе в пригородном сообщении — 2,9 млрд грн.

Когда в сфере пассажирских железнодорожных перевозок появятся частные перевозчики, то тарифы на услуги будет регулировать НКРТ, говорит Кава. «Не будет такого, как у нас сложилось на рынке автомобильных перевозок, когда перевозчик самостоятельно устанавливает тарифы. Европейский опыт свидетельствует, что формирование тарифов — это не прерогатива самого перевозчика», — говорит Александр Кава. В тариф на грузовые перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом, будет заложена локомотивная, инфраструктурная и вагонная составляющие. «Локомотивная и инфраструктурная составляющие будут одинаковыми для всех, а вот вагонную владелец сможет корректировать», — уточнил Кава. Ранее он сообщал, что законопроект о создании НКРТ будет подан в парламент до конца текущего года.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама