Економіка

конъюнктура

Цены на заправках стали ускоренно расти. Трейдеры перекладывают на потребителя курсовые риски

Цены на заправках стали ускоренно расти. Трейдеры перекладывают на потребителя курсовые риски
Фото: Алексей Солодунов

С начала года средняя цена на популярный бензин марки А-95 повысилась на 3,7 %, до 11,14 грн за л, на А-92 — на 3,5 %, до 10,44 грн за л, свидетельствуют данные «Консалтинговой группы А-95». Согласно информации компании, наиболее подорожало дизтопливо — на 5,7 %, до 9,9 грн за л. Наименее изменилась стоимость сжиженного газа, которая выросла лишь на 0,9 %, до 6,46 грн за л. «Цены на горючее увеличились на 5 %», — подтвердил совладелец сети КЛО Игорь Чернявский. Нефтетрейдеры объясняют подорожание топлива снижением курса гривни.

Первым в конце января поспешила изменить ценники сеть автозаправочных станций «Веста», которая входит в круг интересов Сурена Сарданяна. Этому примеру последовали другие игроки. Одним из последних цены пересмотрел лидер рынка нефтепродуктов — группа «Приват» (сети «Авіас», «Укрнафта», «Укртатнафта», ANP, «Мавекс», Sentosa Oil, КНПС и др.). По данным «А-95», на заправках компании под брендами «Укрнафта» и «Альфа-Нафта» только 6‑7 февраля подняли цены на 0,1 грн за л по всем позициям. Напомним, группа компаний «Приват» контролирует Кременчугский нефтеперерабатывающий завод.

Оптовая стоимость нефтепродуктов, по данным специализированного сайта «Нефтемаркет», также увеличивается. По данным этого ресурса, с начала года бензин марки А-95 в мелком опте подорожал на 0,2 грн, до 10,25 грн за л, А-92 — на 0,15 грн, до 10,02 грн за л, а дизель вырос в цене на 0,34 грн, до 9,47 грн за л.

Курсовые реалии

Последний раз топливо дорожало весной 2012 г., что было связано с ростом акциза на него. В частности, на бензины он вырос тогда на 8,79 %, до € 198 за т. В результате цены на большинстве автозаправок подскочили на 10 %. Например, на «приватовских» заправках бензин А-92 стоил 10,6 грн за л, а А-95 —10,9 грн за л.

В этом году нефтепродукты поднялись в цене из‑за девальвации национальной валюты, говорит генеральный директор компании «Параллель» (сеть заправок с одноименным названием) Елена Хилиенко. «Украинский рынок нефтепродуктов на 80 % зависит от импортного ресурса», — отмечает она и добавляет, что большая доля закупок приходится на ввезенный продукт из Литвы, Беларуси и России.

на 8 копеек дорожает литр бензина, если курс доллара в стране поднимается на 10 копеек

В среднем на рынке сохраняется запас топлива на месяц, но он распределен неравномерно, уточнил Сергей Куюн. По его словам, одни игроки запасаются на месяц, другие — на неделю. «Те, кто был без запасов, оказались в затруднительном положении. Из-за новых правил по приобретению валюты (постановление НБУ № 49) никто не может проплатить приобретенное топливо сразу, надо ждать шесть банковских дней. Чтобы сбить немного продажи, такие сети вынуждены повышать цены», — поясняет эксперт. Он добавляет, что операторы, которые сейчас пытаются купить недостающие объемы, также сталкиваются с повышением цен со стороны поставщиков. «Мы уже покупаем светлые нефтепродукты с привязкой к доллару, он уже для нас дороже», — уверяет Игорь Чернявский.

Отметим, за последние пять месяцев розничные цены на заправках в стране практически не изменились. А стоимость нефти на мировом рынке упала приблизительно на 9 %. Однако после начала девальвации гривни трейдеры оказались не готовы снижать рентабельность, поспешив переложить на потребителя не только нынешние, но и будущие курсовые риски.

Часть топлива, приобретенного в новых «курсовых» реалиях, попадет на автозаправочные станции лишь через два-три месяца, говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Но, по его словам, трейдеры уже сейчас повышают цены, мотивируя это «необходимостью избежать убытков при дальнейших закупках топлива».

До сих пор удешевление национальной валюты частично компенсировалось избытком горючего, накопившимся у украинских операторов из‑за низкого январского спроса, говорит директор по маркетингу «Концерна Галнафтогаз» (сеть ОККО, контролируется Виталием Антоновым) Василий Дмытрив. «Но эти запасы истощаются, и сейчас уже поступают партии по более высокой цене в гривневом эквиваленте», — аргументирует он рост цен на заправках.

Оптовые продажи тоже лихорадит. Некоторые поставщики заняли выжидательную позицию. «Не хочется рисковать. Продашь сейчас по одной цене, и не известно, по какой придется покупать», — признается руководитель департамента одного из крупных оптовых поставщиков нефтепродуктов, пожелавший остаться неназванным.

Бензин подорожает

Фиксация курса гривни на уровне 8,8‑9 грн за доллар приведет к росту стоимости топлива в среднем еще на 0,6‑0,7 грн за л по сравнению с январем 2014 г., прогнозируют игроки рынка. Ранее Елена Хилиенко заявляла, что подорожание доллара на 10 коп. приводит к повышению цен на бензин на 8 коп.

Подняться в цене на 10‑12 % нефтепродукты могут также из-за переориентации трейдеров с белорусского топлива на европейское, уверен руководитель департамента одного из крупных оптовых поставщиков нефтепродуктов, пожелавший остаться неназванным. Например, «Концерн Галнафтогаз», который продает белорусское топливо, увеличивает поставки польских нефтепродуктов. Соответствующий договор был заключен с концерном Orlen Polska.

Как ранее писал «Капитал», в 2013 г. поставки из Беларуси сократились на 40 % — до $ 2,27 млрд — из‑за остановки на ремонт белорусского Мозырского нефтеперерабатывающего завода, а также повышения спроса на бензины со стороны Российской Федерации.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама