Экономика

вагоностроение

Спад спроса в России обвалил показатели Крюковского вагонзавода. Надежда на контракты с Китаем

Спад спроса в России обвалил показатели Крюковского вагонзавода
Производственный потенциал Крюковского вагонзавода велик, но реализовать его пока негде
Фото: УНИАН

Лидер отечественного вагоностроения Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) опубликовал финрезультаты за 2013 г. Согласно этим данным, политика РФ по сокращению потребления украинских вагонов привела к существенному падению прибыли предприятия и его загрузки. В частности, прибыль КВСЗ, по данным самого предприятия, в сравнении с 2012 г. сократилась в 2,3 раза, до 339,377 млн грн.

По подсчетам старшего аналитика компании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко (анализирует сектор отечественного машиностроения), доходы компании сократились на 45 % — до $ 488 млн, хотя сам завод этот показатель не обнародовал. Производство вагонов упало на 52 % — до 5316 шт. В 2012 г. КВСЗ произвел свыше 11 тыс. вагонов. Предприятие контролирует бизнесмен Владимир Приходько (76 % акций) и члены его семьи. В текущем году Крюковский вагонзавод собирается снова снизить производство до 4 тыс. шт., хотя звучали предположения, что объемы могут упасть и до 3,5 тыс. шт.

Наблюдаемое сейчас обесценивание гривни сгладит потери предприятия, вызванные дальнейшим сокращением производства, считает Алексей Андрейченко. Он полагает, что если средний курс национальной валюты в 2014 г. снизится на 20 %, то в гривневом эквиваленте ровно настолько вырастет выручка с единицы реализованной продукции КВСЗ. «То есть можно говорить о том, что 20 %-я девальвация почти полностью нивелирует ожидаемое падение выпуска грузовых вагонов на 25 % в 2014 г. Обесценивание гривни сведет падение выручки предприятия к минимуму», — говорит Андрейченко.

Факторы влияния

Кроме того, что падает спрос на продукцию завода, снижаются и цены на нее на рынке. «За 2013 г. отпускная цена КВСЗ на хопперы (самый ходовой продукт предприятия в прошлом году) упала на 16 %. В 2014 г. сохранится нисходящий тренд, так как спрос на вагоны в регионе СНГ будет сдерживаться падением экономической активности», — прогнозирует эксперт.

в 2 раза упало в прошлом году производство на Крюковском вагоностроительном заводе

Усугубляет ситуацию также фактор переплаты налогов. Как сообщил председатель правления КВСЗ Евгений Хворост, завод уплатил наперед в госбюджет около 1 млрд грн. «В том числе переплата налога на прибыль составила 880,9 млн грн, НДС — 47,1 млн грн. В результате у нас сейчас наблюдается нехватка оборотных средств», — сетует он. По словам Хвороста, руководство предприятия пытается вернуть деньги, но безрезультатно. «Пока нам эти деньги не возвращают. Обещают векселя, но пока только обещают», — говорит предправления. Напомним, в минувший четверг премьер-министр Арсений Яценюк с трибуны парламента сообщил, что просроченный НДС экспортерам будет возвращаться не наличными средствами, которых в госбюджете нет, и не векселями, как планировало предыдущее правительство, а облигациями внутреннего займа. Также он пообещал, что Кабмин начнет рефинансировать процентные ставки по кредитам после получения международной помощи. Таким образом, бизнес сможет получить заимствования «под европейские процентные ставки 3‑4 %».

Перспективы сбыта

Если разгорится торговая война с Россией, в 2014 г. экспорт вагонов различной классификации из Украины может составить 15 тыс. шт., из которых две трети пойдут на рынок России, полагает Андрейченко (в позапрошлом году только в Россию было продано более 15 тыс. украинских вагонов). Снижение спроса на наши вагоны существенно ужесточит конкуренцию между производителями вагонной продукции — КВСЗ, Стахановским вагоностроительным заводом, «Днепровагонмашем» и «Азовмашем».

В то же время, если Украина во втором полугодии подпишет экономическую часть соглашения об ассоциации с ЕС, вагоно­строители столкнутся с необходимостью переоборудования и перехода на новые стандарты производства. В прошлом году на КВСЗ не были к этому готовы. «Для внедрения экологических стандартов необходимо € 40 млн. А если закупать оборудование, внедрять новую технику и технологии, создавать новые образцы, то это еще более € 100 млн», — рассуждает глава наблюдательного совета КВСЗ Владимир Приходько.

Он также сообщил, что у завода нет таких ресурсов, а без этого предприятие не сможет прорваться в ЕС. В связи со снижением спроса на вагоны в России владелец КВСЗ даже выстраивал планы выхода на китайский рынок. Предполагалось, что в первом полугодии 2014 г. будет подписан контракт с КНР о поставке 2 тыс. вагонов-зерновозов сроком на 1,5 года. Но и по сей день судьба этого контракта не прояснилась.

Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама