Думки

госрегулирование

Десять старых задач для нового Антимонопольного комитета Украины

В ожидании назначения нового руководства АМКУ многие затаили дыхание и скрестили пальцы. Резонансные расследования последнего года, а также крупные штрафы закрепили за антимонопольным ведомством статус очень строгого и не всегда предсказуемого регулятора.

Сегодня, когда хрупкость национальной экономики достигла пика, от АМКУ ожидают одновременно эффективности и деликатности. От того, каким будет курс нового руководства комитета, зависит очень многое: позволим ли мы конкуренции регулировать рынок или будем в ручном режиме управлять конкуренцией.

Имеющийся законопроект об Общегосударственной программе развития конкуренции в Украине на 2014‑2024 гг., к сожалению, не содержит конкретики по большинству волнующих бизнес вопросов. Поэтому с еще большим энтузиазмом ожидается пришествие квалифицированного председателя, способного к действиям, которые повысят эффективность комитета, сделают его работу более прозрачной и понятной.

По нашему мнению, для того чтобы обеспечить соблюдение европейских стандартов в работе АМКУ, необходимы следующие действия и изменения в его структуре, подходах и принципах:

1. Соблюдение закона количества: необходима разгрузка комитета. Общеизвестным является факт, что количество не означает качество. Значительное количество расследований по делам о недобросовестной конкуренции (по информации, вводящей в заблуждение) оттягивают трудовой ресурс комитета на эти относительно мелкие и в общем масштабе рынка незначимые нарушения. В итоге более сложные для расследования явления остаются без должного внимания. Мы не утверждаем, что введение в заблуждение потребителей — грех, который можно простить бизнесу. Однако эта категория дел не может быть приоритетом работы АМКУ.

2. Предоставление рынку возможности осуществлять саморегулирование в вопросах деловой этики и добросовестной конкуренции. Рынок — это экономический организм, который должен иметь иммунитет к свойственным ему недугам, одним из которых является недобросовестная конкуренция. Вопрос о саморегулирующихся организациях стоит в Украине давно, а позитивный опыт Германии (показывающий, что свыше 80 % дел о недобросовестной конкуренции решается внутри таких отраслевых организаций) и других стран свидетельствует, что пора дать ход подобным инициативам в Украине. Передача некоторых функций АМКУ в части контроля за соблюдением добросовестности в конкуренции (в т. ч. и в рекламе) позволит разгрузить комитет, а рынку поможет выработать необходимое отношение к этическим стандартам ведения бизнеса.

3. Слышать рынок не означает его слушать. Никто не знает лучше, что нужно бизнесу для счастья (читай: для успешной конкуренции), чем сам бизнес. Именно поэтому Комитет, который задумывался как коллегиальный орган, должен таковым и стать, т. е. формироваться (некоторое число госуполномоченных) по квотному принципу, при котором представительство бизнеса будет адекватным.

4. Отказ от функции регулирования прибыли и ценообразования. С таким подходом к форматированию Комитета, мы верим, придет и осознание того, что антимонопольное ведомство не должно определять, сколько «по справедливости» должен зарабатывать тот или иной игрок рынка. Его функция — не считать цены, а проверять, ограничивается ли при этом конкуренция и страдает ли в итоге потребитель.

5. Разделение функций следствия и наказания. АМКУ, как и любое уважающее себя конкурентное ведомство, считает себя следователем, прокурором и судьей одновременно. Как показывает опыт зарубежных стран, замкнутость этих функций по одному делу — когда и расследует, и предлагает штраф один и тот же чиновник — не способствует объективности и транспарентности процесса.

6. Обнародование методики определения штрафов. В развитие пункта выше необходимо вспомнить о том, чего все так долго ждали — об обнародовании методики определения штрафов за нарушение конкурентного законодательства. Важно понимать, что в этом документе не будет формулы, по которой можно вычислить, сколько будет стоить компании то или иное антиконкурентное нарушение. Однако он должен дать четкое представление о том, какие факторы являются смягчающими, а какие отягощающими; какая величина должна учитываться как база исчисления штрафа.

7. Превентивная работа. Рекомендации должны быть предметом обжалования. И конечно же, штраф не может быть самоцелью. Как показывает неофициальная статистика (официальной пока не существует), декларируемые штрафные санкции, назначенные комитетом, не доходили до бюджета и испарялись либо в процедуре своевременного банкротства, либо в процедуре пересмотра этих решений самим же комитетом, либо после судебного обжалования. Если бизнес допускает ошибку, которая является явно неумышленной или и вовсе не ошибкой, а проявлением разного понимания закона чиновниками и частными юристами, — это не повод дестабилизировать его штрафом. Опять же, в воспитательных целях важно применить рекомендации и провести среди бизнеса разъяснительную работу. Конечно же, рекомендации не могут быть применены к картелям или случаям злоупотребления рыночной властью. При этом у бизнеса должно быть право не согласиться с такими рекомендациями и оспорить их в суде, иначе мы имеем все шансы повторить малодемократический опыт нашего восточного соседа…

8. Понять — значит простить. Чем больше у бизнеса информации о деятельности комитета, о решениях, которые он принимает, мотивах, которыми он руководствуется, тем яснее для него будет роль АМКУ и тем более предсказуемым будет последний. Особенно наболевшим вопросом является публикация решений АМКУ и его органов: в полном объеме и своевременно.

9. Повышение пороговых показателей необходимо, и сделать это нужно очень быстро. Получение разрешения на концентрацию не может быть процедурой, которая серьезно осложняет жизнь бизнесу и при этом не всегда обоснованно.

10. Взаимодействие с Госслужбой интеллектуальной собственности. Именно взаимодействие, а не отбирание полномочий (опять же, как у восточного соседа). А для такого взаимодействия площадок масса — от недобросовестной регистрации торговых марок (для целей рейдерства) до патентного троллинга (с целью недопущения товаров конкурента на рынок).

Эти 10 задач уже не кажутся такими сложными и невыполнимыми, после того как мы изложили их на бумаге. Возможно, потому что мы — оптимисты. Надеемся, оптимистом будет и новое руководство АМКУ.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама