Бізнес

проекты

«Укртранснафта» хочет осушить украинские нефтепроводы. Это убьет нефтетранспорт и переработку

«Укртранснафта» хочет осушить украинские нефтепроводы
Отлить нефть из трубопроводов — пара пустяков, долить обратно — дорого и хлопотно
Фото: Виталий Грабар

Украинский монополист в сфере обслуживания украинских нефтепроводов, государственная компания «Укртранснафта», управляемая менеджером группы «Приват» Сергеем Лазорко, добивается от Минэнерго­угля разрешения на выкачку с семи участков украинских магистральных нфтепроводов технологической нефти общим объемом около 1,33 млн т и дальнейшей переработки этого сырья на мощностях контролируемого «Приватом» Кременчугского нефтеперерабатывающего завода. Глава Минэнерго­угля Юрий Продан подтвердил «Капиталу» эти намерения «Укртранснафти», сообщив, что в настоящее время в министерстве действительно рассматривают такое предложение. Решение по нему может появиться в течение следующей недели. «Мы рассматриваем такой вариант, но сначала необходимо изучить объемы нефти в указанных нефтепроводных участках, экономическую целесообразность такой выкачки и вопрос последующего хранения топлива», — сказал министр.

Чем объясняют

Свое предложение в «Укртранснафті» объясняют тем, что основной поставщик нефти — Россия — полностью приостановила ее поставку на украинские НПЗ, и часть украинских нефтетранспортных маршрутов несколько лет не используется. Мол, для украинского оператора нефтепроводов поддержание указанных участков в безопасном состоянии требует дополнительных затрат. И чтобы их сократить, предлагается заполнить «трубу» на этих участках «жидким или газообразным консервантом, а также предусмотреть возможность их оперативного заполнения технологической нефтью по мере возникновения необходимости в предоставлении услуги по транспортировке нефти». В компании также посчитали, что из указанного объема нефти можно получить 209 тыс. т бензина А-92, 125 тыс. т — А-95, а также 520 тыс. т дизельного топлива и 390 тыс. т мазута.

Цена вопроса

Опрошенные «Капиталом» эксперты считают, что заменить нефть на другие консерванты — не проблема. Вопрос в том, стоит ли это делать и какие потери понесет государство. «Стоимость технологической нефти в трубопроводе составляет примерно $ 40 за баррель, а рыночная ее стоимость в настоящее время достигает $ 109. Спрашивается: когда услуга по транспортировке нефти вновь будет востребована, кто закупит и закачает обратно в трубопровод технологическую нефть? Думаю, эта процедура обойдется уже значительно дороже», — рассказал «Капиталу» экс-руководитель Одесского НПЗ, ныне президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. Он же предположил, что Александр Лазорко добивается переработки технологической нефти исключительно по причине выгодности предлагаемого решения для «Укртранснафти». «Думаю, предлагаемая «Приватом» схема по опустошению нефтепроводов принесет группе не менее $ 30 млн выручки», — полагает эксперт.

Проекты под угрозой

Генеральный директор «Консалтинговой компании А-95» Сергей Куюн считает, что масштаб предлагаемой схемы с переработкой технологической нефти куда больше, поскольку по его оценкам стоимость нефти в трубопроводах не превышает $ 10 за баррель. «Если министерство одобрит предложение «Укртранснафти», можно говорить об уничтожении трубопроводов на данном участке, поскольку азот и другие консерванты не обезопасят магистраль от коррозии и промерзания в зимний период», — считает эксперт. Кроме того,если государство поддастся на уговоры компании, то потеряет сразу два проекта. Дело в том, что в списке участков, из которых намерены вытеснить технологическую нефть, фигурируют те, что обеспечивают работу нефтепровода Одесса — Броды, а также Лисичанского НПЗ. «Речь идет о ликвидации и без того призрачной перспективы многострадального нефтепровода, это также окончательно перечеркнет надежды на запуск Лисичанского НПЗ. На этих проектах во многом базируется будущее нефтеперерабатывающей и нефтетранспортной отрасли»», — говорит Сергей Куюн. По запуску реверса Одесса — Броды министр Юрий Продан ведет переговоры с поляками, о чем недавно сам сообщил. В мае-июне намерена начать переработку нефти российская «Роснефть» на мощностях крупнейшего в Украине нефтеперерабатывающего завода — Лисичанского НПЗ. Выкачка из магистралей технологической нефти означает необходимость закупки такого же объема нефти в будущем, что, учитывая весьма шаткую экономику этих проектов, сделает их нереализуемыми, считает Куюн.

Директор спецпроектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев указывает на стратегическую ошибку, которую может допустить Минэнергоугля, разрешив выкачку технологической нефти с указанных участков. Он считает, что технологическую нефть в трубе можно приравнять к стратегическим запасам. «Выкачка такой нефти из трубы целесообразна только в случае, если возникает острый непреодолимый дефицит… А что будет, если в нынешней ситуации нефть из трубы будет изъята сейчас, а Россия, например, потом закроет поставки со своей территории и повлияет на белорусов, и поставки нефтепродуктов с этих направлений прекратятся? С чем останется Украина?», — задает эксперт риторический вопрос.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама