Интересы

этикет

Как правильно сделать подарок клиенту или партнеру

По наблюдениям игроков рекламно-сувенирного рынка, на первую половину сентября приходится пик формирования новогодних «подарочных» бюджетов.

C презентами для сотрудников и просто партнеров вопросов обычно не возникает. Зато с подношениями VIP-класса их хоть отбавляй: подарок должен быть статусным, персонифицированным, эксклюзивным…

И еще один немаловажный нюанс, который обязательно стоит учитывать: где проходит грань между презентом и взяткой? Причем обывательское правило: если вещь дарится после оказания услуги, это презент, а если до — взятка — на практике не работает. Ибо и даритель, и одариваемый должны одинаково трактовать презент.

По букве закона

Согласно букве закона, у получившего подарок возникает лишь обязанность задекларировать его и включить стоимость в налоговую декларацию.

При этом не подлежат налогообложению презенты, стоимость которых не превышает 50 % одной минимальной зарплаты, и подарки от родственников первой степени родства (родители, жена / муж, дети).

Однако эти исключения не распространяются на подношения в виде денежных сумм любых размеров. Именно поэтому Георгий Монахов, эксперт по деловому имиджу, этикету и протоколу, утверждает, что ответ на вопрос о взятках лежит за пределами бизнес-этикета. «Законом все предусмотрено, поэтому осуществляя свою деятельность, предприниматели и управленцы должны им руководствоваться», — говорит он.

Негативно относится к практике подношений и Иван Плачков, экс-министр топлива и энергетики, а ныне собственник винодельни, выпускающей вино под ТМ «Колонист». «Этот обычай кого‑то чем‑то одаривать остался у нас еще со времен монголо-татарского ига. В странах ЕС ничего подобного не встретишь», — убеждает Плачков. Чтобы избежать двусмысленных ситуаций, компании предпочитают прописывать во внутренней документации правила поведения сотрудника в случае получения подарка, а также его предельную сумму.

Дарим правильно

Несколько иначе на VIP-презенты для бизнес-партнеров смотрят представители компаний, работающих на рекламно-сувенирном рынке. Если одариваемого и дарителя связывают очень тесные деловые и неформальные отношения, то в таком случае позволительно сделать более дорогой подарок. Но в отношениях с бизнес-партнерами следует помнить о том, что подарки могут обязывать. В коммерческом секторе, как уверяют производители рекламно-сувенирной продукции, дело все‑таки не в цене, а именно в уместности.

Поэтому, по мнению Зарины Попко, генерального директора компании «Оазис Украина», главное — правильно разделить VIP-подарки, так как они могут быть представлены в разных ценовых категориях в зависимости от получателя и случая. Есть бизнес-презенты среднего ценового сегмента — от 150 грн до 2500 грн.

А есть подарки, предназначенные для VIP-персон — так сказать, людей с высоким уровнем достатка, у которых уже «все есть».

«Такие люди предпочитают дарить и получать в подарок эксклюзивные и брендовые вещи, так как бренд для них — это символ определенного статуса. Средняя стоимость брендового бизнес-подарка — от $ 150 до $ 500, VIP — в районе $ 1500», — поясняет Попко.

Однако Ирина Столпер, директор по маркетингу ООО «СП «Колумб», напоминает также о том, что в последнее время предпочтение все чаще отдается персонизированным подаркам. «Именно они позволяют сделать подаренный брендовый презент личным для получателя, передать внимание, теплоту и уважение дарителя. Это то изделие, которое не купишь в магазине с подарочной табличкой. В среднем на создание такого подарка может уйти от трех дней до месяца в зависимости от ценовой категории и материалов», — говорит Столпер.

Подарочная мода

Поэтому лучше всего придерживаться классики. «Например, среди чиновников и руководителей крупных предприятий принято дарить личные статусные VIP-подарки. Как правило, брендовые и практичные. Самый распространенный и универсальный — дорогая брендовая ручка, с золотом, серебром, инкрустацией драгоценными камнями. Поэтому в данной категории всегда есть спрос на VIP-подарки, а наиболее востребованным брендом в этом сегменте считается Montblanc», — детализирует Зарина Попко.

На самом деле у специализированных компаний достаточно широкий ассортимент VIP-подарков на любой вкус. Там работают грамотные консультанты, которые смогут достаточно быстро подобрать нужный подарок, в зависимости от случая. «Прекрасный пример VIP-подарка как предмета искусства — корпоративная картина, либо в виде парадного стилизованного портрета одного из  первых лиц компании, либо изображающая весь коллектив — тоже в стилизации на тему бизнеса или близкой им по духу сказки. Также это могут быть изготовленные мастером рюмки из камня, бронзы — в тематике бизнеса компании. Так сказать, «рюмки для неформальных переговоров», — приводит примеры Волошина.

Что не стоит презентовать

Но как бы то ни было, все равно рано или поздно созреет ситуация, когда необходимо что‑то презентовать VIP-партнеру. И тут главное не ошибиться, потому как следует придерживаться текущего подарочного тренда. «Помню, в середине 1990‑х было модно дарить иконы. Причем обычно это были старые реставрированные иконы в новых дорогущих окладах», — вспоминает Плачков.

Даже в середине нулевых сувенирные лавки, работавшие при ВР, пестрели иконами, как новоделами, так и старыми. Но экс-министр после одного случая всегда презентованные ему иконы отдает монастырям и церквям. «Как‑то у своего знакомого я увидел реставрированную икону, которую ему подарили.

Перевернул ее, а там инвентарный номер… Понимаете, в 1920‑е годы, когда советская власть повально уничтожала церкви, ее изъяли, после она десятилетия пролежала в запасниках, а потом ее презентовали? — возмущается Плачков. — Святой образ должен находиться в святом месте».

Также стоит быть осторожным и с подарками в национальном стиле, так как они могут не только не прийтись по вкусу, но и спровоцировать мысли о символике, вызвать ненужные ассоциации. «Если одариваемый — коллекционер или ценитель национального искусства, он может быть разочарован тем, что вы при дарении не знали чего‑то очевидного или в подарке нарушены какие‑то каноны», — поясняет Наталья Волошина, исполнительный директор Ассоциации производителей и импортеров рекламных сувениров Украины.

Кроме того, по словам собеседницы издания, нужно быть осторожным и с подарками в виде кукол, домовых и прочих символических существ. Потому как они могут быть расценены как предметы «приворота-отворота» и прочих колдовских манипуляций.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама