В прокат выходит психологический триллер «Враг» о том, что все человеческие проблемы — от головы

В прокат выходит психологический триллер «Враг»
В психологическом триллере «Враг» Джейк Джилленхол (на фото) создает два кардинально разных образа главных героев

Несколько лет назад канадский режиссер Дени Вильнев прочитал книгу «Двойник» португальца Жозе Сарамаго. «В произведении больше всего мне понравилась мысль о том, что повторение — это ад. И если ты не помиришься со своей темной стороной, то обречен повторять одни и те же ошибки», — вспоминает Вильнев. Взявшись за экранизацию Сарамаго, он держал в голове именно эту идею. В итоге у него получился напоминающий головоломку психологический триллер «Враг», который выходит в украинский прокат 26 июня.

О том, что повторение — это ад, как никто другой знает Адам Белл (Джейк Джилленхол — «Зодиак», «Принц Персии: пески времени»). Вся его жизнь — череда таких повторений. На лекциях своим студентам он одними и теми же фразами излагает историю. Вечера с подругой из романтических ужинов превратились в унылую рутину, иногда Адам предпочитает проверку письменных работ студентов любовным утехам. Однажды коллега рекомендует ему взять в прокате фильм. Картина вряд ли запомнилась бы Адаму, если бы в эпизодической роли он не увидел актера с таким же лицом, как у него. Узнав его имя, а затем адрес и телефон, Адам предлагает своему двойнику Энтони познакомиться лично. У Энтони — беременная жена и неприятная история с любовницей в прошлом. Машине он предпочитает мотоцикл, а мягкой обходительности — агрессию, но в остальном мужчины практически идентичны, даже шрамы на теле у них одинаковые. Адам пугается такому сходству и хочет прекратить общение, а вот его двойник намерен продолжать знакомство.

История заканчивается катастрофой, но это совсем не удивительно. Ощущение необъяснимой угрозы, зловещей безысходности и надвигающегося несчастья Вильнев нагнетает с первых кадров фильма. На него работают длинные крупные планы печальных лиц героев и драматичная музыка, пустынные городские пейзажи и кошмары Адама — в самом первом появляется огромный паук, который потом возвращается еще раз и превращает «Врага» в страшный сон арахнофоба.

«В каждой сцене мы создавали два уровня — реальный и подсознательный», — говорит Вильнев. Для зрителя это означает: разобраться, где правда, а где вымысел, где жизнь, а где смерть, где реально существующий человек, а где плод скучающего подсознания героя, практически невозможно. Режиссер воздерживается от трактовок. Сложив свою ленту из множества фрагментов, он как будто намеренно не вставил последний пазл — зрителю необходимо додумать смысл самостоятельно.

«У главного героя роман на стороне, его жена беременна, но они разошлись. Он преподаватель, которому хотелось бы быть кем‑то другим, поэтому он ведет параллельную жизнь. Но со временем понимает, что на самом деле он не тот, кем себе казался, и теперь ему нужно мучительно возвращаться назад и вымаливать прощение у жены. Вот о чем этот фильм», — предлагает трактовку исполнитель двух главных ролей Джилленхол. Она действительно многое объясняет — как и еще десяток разных интерпретаций, которые можно увидеть во «Враге». Это кинолента в том числе и о том, что главный враг каждого человека — он сам, и никакая реальность не сравнится с теми кошмарами, которые он способен для себя выдумать.

 

в том же духе

«Малхолланд Драйв», 2001
Режиссер: Дэвид Линч
В ролях: Наоми Уоттс, Лаура Хэрринг

Девушка (Хэрринг) едет в лимузине, водитель которого намерен ее убить, но не успевает из‑за аварии. Потеряв память, героиня бредет по городу и заходит в первую попавшуюся квартиру. Там она знакомится с начинающей актрисой Бетти (Уоттс), и уже вдвоем девушки пытаются больше узнать об аварии. Дальше пересказывать сюжет одного из самых странных фильмов Дэвида Линча нет смысла — он похож на головоломку с двойниками, загадочными ключами, параллельными мирами, персонажами будто из цирка уродов и прочей мистикой. Все части этой мозаики соединяются между собой по абсурдной логике сновидения.

 

«Адаптация», 2002
Режиссер: Спайк Джонс
В ролях: Николас Кейдж, Мэрил Стрип

Сценарист Чарли Кауфман (Кейдж) взялся адаптировать для кино книгу «Похититель орхидей» журналистки Сьюзен Орлеан (Стрип). Но столкнулся с творческим кризисом. Чтобы выйти из ступора, он начинает вписывать в будущий сценарий происходящее с ним и его братом-близнецом Дэвидом в повседневной жизни. И однажды реальность, вымысел и события, изложенные в книге, переплетаются таким причудливым образом, что понять где что уже невозможно. На самом деле ироничная абсурдная комедия Спайка Джонса еще сложнее, чем кажется, поскольку сценарий к ней написал реально существующий известный сценарист Чарли Кауфман.

 

«Двойник», 2013
Режиссер: Ричард Айоади
В ролях: Джесси Айзенберг, Миа Васиковска

Клерк Саймон (Айзенберг) страдает от того, что его все игнорируют — от начальства до симпатичной соседки. Его жизнь меняется, когда в конторе появляется новый сотрудник Джеймс. Внешне — копия Саймона, но по характеру — полная противоположность, Джеймс совершает те поступки, на которые не решался его двойник. И то и дело присваивая себе заслуги Саймона, постепенно вытесняет того из его жизни. Британец Ричард Айоади, известный как Мосс из сериала «Айтишники», снял фильм по мотивам повести Достоевского, изрядно разбавив русскую классику мотивами из Оруэлла, Кафки и «Бойцовского клуба».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама