Мнения

газовый рынок

Когда правая рука в ссоре с левой

Переговоры по газу выходят на финишную прямую. Даже если месседжи от трех сторон разные, все они касаются лишь одного вопроса — как облачить некую цифру в приемлемую для каждой стороны формулировку. Та самая цифра (стоимость газа), отбросив российскую и украинскую истерию, уже согласована. Если ориентироваться на слова заместителя председателя Еврокомиссии Гюнтера Эттингера, озвученные на итоговой пятничной пресс-конференции, промежуточная цена на газ для Украины до урегулирования ситуации в арбитражном суде на осенне-зимний период будет $ 385 за 1 тыс. куб. м.

Что это означает для страны — мы снова так и не сделали никаких выводов от второй газовой войны с Россией. Как и прежде, Украина остается на российской игле. А все попытки нынешнего правительства заложить основы для формирования энергобезопасности страны разбились о Министерство финансов. Разработанные там июльские стандарты добычи газа (изначально запланированные до конца 2014 г.) уже привели к тому, что нынешний год станет последним, когда добыча независимыми компаниями шла вверх. Но в Минфине по‑прежнему не желают лишаться права поворачивать все финансовые реки страны. Ведь действительно, проще снова дотировать российский «Газпром», нежели развивать собственную газодобычу. Поэтому стоит признать, что российское газовое лобби в недрах министерства не стало слабее, просто инструменты и методы стали «деликатнее». Иначе как можно объяснить две диаметрально противоположные стратегии поведения в правительстве — Государственной фискальной службы и Минэнергоугля, с одной стороны, и Министерства финансов, с другой?

Глава ГФС Игорь Билоус ежедневно проводит встречи с бизнесом, дабы убедить его не снижать объемы производства и сохранить суммы налоговых отчислений хотя бы на прошлогодних уровнях (и это без учета девальвации и инфляции). Но по итогам 8 мес. Миндоходов-ГФС собрали в бюджет всего 198,9 млрд грн. Это на 3,1 млрд грн, или на 1,5 %, меньше, чем за восемь месяцев 2013 г. И не нужно говорить о ситуации в Донбассе и потере Крыма, с учетом почти 70 % девальвации и роста потребительских цен ожидаемые поступления должны были с лихвой перекрыть потери.

Полугодовая статистика Госстата также не добавляет оптимизма. Размер убытков крупных и средних компаний взлетел в четыре раза — с 73,7 млрд грн (71,6 млрд грн без учета Крыма) до 290 млрд грн. На состоявшемся 26 сентября ІІІ Налоговом форуме глава ГФС уже дал понять, что не претендует «на эксклюзивность налоговых идей» и готов не только привлечь к процессу формирования налоговой политики бизнес, но и ввести трехлетний мораторий на любые изменения налогового законодательства.

Солидарен с ним и министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан, который должен обеспечить объемы добычи природного газа опять же хотя бы на уровне 2013 года. Но это нужно сделать в условиях, когда крупнейшая государственная газодобывающая компания «Укргазвидобування», обеспечивающая 75 % общей добычи газа в стране, ежесуточно недополучает около 340 тыс. куб. м газа из‑за боев в Донбассе и невозможности возобновить работу четырех производственных объектов, которые находятся в зоне проведения АТО. А частные газодобытчики лишились средств на введение и запуск новых скважин. К примеру, Алексей Тимофеев, генеральный директор группы компаний Smart Energy, уже заявил о снижении инвестиционных программ в развитие нефтегазодобычи в пять-шесть раз из‑за роста налоговой нагрузки. И если повышенные ставки сбора за недропользование, введенные Верховной Радой до 1 января 2015 г., будут продлены, то это негативно скажется на развитии отрасли.

Однако у Минфина на все своя точка зрения. Точнее, у инициатора налоговых нововведений — заместителя министра финансов Дениса Фудашкина, который в СМИ неоднократно заявлял, что не считает «августовские» налоги для газодобытчиков высокими и даже намерен отстаивать их увеличение и ввести на постоянной основе. В итоге на фоне договоренностей с Россией мы получили недостачу газа зимой и разбитую газодобывающую отрасль, падение частной добычи до конца этого года и сокращение програм разведки и бурения в 2015 году, и самое важное — твердый фундамент для третьей газовой войны с РФ уже через 6 месяцев.

Может, министрам Кабмина Арсения Яценюка пора прекратить воспринимать свои ведомства как вотчины и вести согласованную государственную политику в каждой отдельной отрасли, в том числе и внутренней газодобыче? Конечно, при условии, что эта политика будет отличаться от газпромовской.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама