Бізнес

судостроение

На стапелях ЧСЗ «обнаружен» строящийся корвет. Достраивать его государство не собирается

Черноморский судостроительный завод (ЧСЗ) хочет возобновить работы по программе строительства украинского корвета, заявили председатель Николаевской облгос­администрации Вадим Мериков, его заместитель Николай Романчук, а также советник президента Украины Юрий Бирюков, посетившие завод 4 ноября. Романчук уверен, что корпус корвета в отменном состоянии, «отсутствуют ржавчина и дефекты». Бирюков отметил, что стране необходимы корабли этого типа, и его в этом вопросе поддерживает президент. Мериков готов передать все документы по проекту «Корвет» главе государства и председателю правительства и планирует серьезно заняться вопросом возрождения судостроения в Николаевской области, в частности, закончить строительство корвета и спустить его на воду.

Как все было

Министерство обороны подписало контакт с тогдашней Государственной акционерной холдинговой компанией (ГАХК) «Черноморский судостроительный завод» на выполнение государственного оборонного заказа по строительству кораб­лей класса «корвет» для Военно-морских сил Украины в 2009 г. В конце 2011 г. правительство утвердило объем финансирования по этой программе в размере 16,2 млрд грн, после чего были начаты работы по постройке корвета «Владимир Великий». Предполагалось, что этот корабль будет передан заказчику в 2016 г., а к 2021 г. будет построено еще четыре корвета.

Но в настоящее время техническая готовность корвета составляет около 17 %: изготовлены все блоки корпуса и частично надстройки корабля, заявили вчера «Капиталу» в департаменте по связям с общественностью компании «Смарт-Холдинг» (которая сейчас контролирует ЧСЗ). В компании отметили: несмотря на то, что государственное финансирование этого проекта полностью прекратилось в 2014 г., работы по нему велись вплоть до октября текущего года. По словам высоко­поставленного чиновника Минобороны, проект реализуется весьма неспешно из‑за того, что государство с момента старта проекта выделило лишь немногим более 200 млн грн. Собеседник издания уточнил, что только на этот год государство должно было выделить по смете около 500 млн грн, но этого так и не произошло.

Туманные перспективы

В «Смарт-Холдинге» все еще рассчитывают на продолжение программы «Корвет». Сроки окончания строительства стоящего на стапелях судна, отмечают в компании, будут зависеть от ритмичности и полноты финансирования со стороны заказчика. «Согласно реалистичным расчетам предприятия, для возобновления полноценного строительства корабля финансирование должно быть продолжено с начала 2015 г. Средства необходимы на работы по сборке корпуса кораб­ля на стапеле и его оснащению, оплату комплектующего оборудования по уже заключенным контрактам», — говорят представители холдинга. Кроме того, там отметили, что производственная загрузка ЧСЗ сейчас составляет менее 50 %, а возобновление финансирования строительства корвета может существенно изменить ситуацию и позволить полноценно обеспечить работой коллектив завода, подрядные организации, поставщиков оборудования и контрагентов.

30 млрд грн может составлять сегодня стоимость программы «Корвет»

Впрочем, реальных изменений в обеспечении госфинансирования постройки этого корабля может и не быть. Собеседник «Капитала» в Минобороны за­явил, что корветы нужны армии лишь в долгосрочной перспективе.

Сомневаются в продвижении программы по строительству корвета и специалисты. По мнению военного эксперта информационно-консалтингового агентства Defense Express Антона Михненко, при текущем финансировании армии Минобороны в лучшем случае сможет направить средства на обновление или модернизацию существующих кораблей. Черноморский флот России в Крыму, говорит эксперт, будет только расти, и чтобы держать береговую линию, Украине нужно делать упор на строительство малотоннажного, так называемого москитного флота, что в разы дешевле и быстрее, чем реализовывать такие большие долгосрочные проекты, как корвет. Михненко говорит, что сегодня стоимость программы «Корвет» значительно возросла и может составлять 25‑30 млрд грн. Поэтому воплощение этого проекта выглядит еще менее реальным.

Не верят в возрождение программы и сами судостроители. Президент ассоциации «Укрсудпром» Виктор Лисицкий за­явил «Капиталу», что работы по программе «Корвет» обеспечивают ЧСЗ загрузку 15‑20 % мощностей. Но сейчас, по всей вероятности, считает он, государство будет пересматривать военную доктрину и морскую угрозу будут нейтрализовать за счет береговой обороны.

Тем не менее порезать на металлолом объект, занимающий до 20 % производственных мощностей завода, никто не позволит. В нынешних условиях, когда судостроительные мощности ЧСЗ (как утверждает Лисицкий) практически не задействованы (завод выполняет лишь судоремонтные работы), стоящий стапель не приносит убытков компании, но в случае получения заказов на строительство новых судов (тех же катеров «москитного флота»), он не позволит их выполнить должным образом.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама