Бізнес

регулирование

Минифраструктуры намерено ужесточить контроль за финансами авиакомпаний после банкротства «АероСвіту»

Минифраструктуры ужесточит контроль за финансами авиакомпаний после банкротства «АероСвіту»
история с пассажирами, ставшими заложниками проблем «Аеросвіту», может повториться — действенных механизмов компенсации пока нет
Фото: Ирина Горбасева

Мининфраструктуры ужесточает контроль за финансовым положением авиаперевозчиков. Соответствующие положения содержит проект закона, обнародованный министерством в среду.

Согласно документу, лицензия на авиаперевозки будет выдаваться Госавиаслужбой с учетом данных о достаточности финансовых ресурсов авиаперевозчика.

Пресс-секретарь Госавиаслужбы Людмила Петрив отметила, что сейчас ведомство не проводит финансовых проверок.

В случае вступления в силу закона каждый квартал лицензиат будет обязан подавать в Госавиаслужбу копии баланса предприятия, отчета о финрезультатах, ведомости о кредиторской и дебиторской задолженности, данные о задолженности перед украинскими аэропортами, «Украерорухом», Евроконтролем. Каждый год авиаперевозчик будет обязан подавать отчет о движении денежных средств.

«Законопроект не меняет кардинально ситуацию с контролем Госавиаслужбой финансового состояния авиакомпаний.. Исходя из опубликованных норм, чиновникам позволяется самим решать — идти на проверку или не идти», — сказал в беседе с «Капиталом» председатель подкомитета по вопросам авиатранспорта профильного комитета Верховной Рады Владимир Шульга.

По словам источника в одной из авиакомпаний, практически у всех перевозчиков существует операционная задолженность, потому что сами по себе перевозки подразумевают работу с отсроченным платежом.

«При подаче отчетности такого уровня все равно какая‑то операционная задолженность будет», — отметил собеседник издания. Сейчас проверка финансовых показателей компании проводится раз в два года при подтверждении сертификата эксплуатанта.

В проекте указаны причины, по которым авиаперевозчика могут лишить лицензии. Например, в случае, если авиаперевозчик прекратил предоставлять услуги по перевозке пассажиров, груза воздушным транспортом на шесть месяцев либо не начал их в течение полугода после выдачи лицензии.

Среди других причин — выявление недостоверных сведений в документах, предоставленных для получения лицензии, отказ в проведении проверки органом лицензирования и т. п. Однако в нем ничего не указывает на то, что компания может лишиться лицензии в случае невыполнения каких‑либо финансовых обязательств или несоответствия определенным критериям в этом плане.

Не определен механизм реагирования Госавиаслужбы на убыточность авиакомпании, говорит Шульга.

«Где та точка, после которой наступает момент аннулирования лицензии? Это должно быть расписано, тогда не будет поля для злоупотребления. Если это не будет прописано в законе, то, грубо говоря, просто у финансового подразделения компании будет больше работы», — резюмировал он.

В прошлом году с рынка ушли две авиакомпании — «АероСвіт» и «Донбасcаэро», что существенно отразилось на отрасли. «Неделю назад я встречался с председателем Госавиаслужбы Анатолием Колесником. Мы обсуждали, что в этом законопроекте будет норма о том, чтобы авиакомпании имели в банке некий страховой депозит, который в случае форс-мажора можно было бы использовать для вывоза пассажиров авиакомпании», — рассказал «Капиталу» Шульга.

Однако этой нормы не оказалось в опубликованном на сайте Мининфраструктуры законопроекте. По мнению председателя подкомитета Верховной Рады, наличие такого страхового депозита могло бы сделать невозможной ситуацию наподобие той, которая сложилась с пассажирами «АероCвіту»: «Пассажиры в январе не смогли вылететь по купленным билетам, а некоторые до сих пор не получили средства за неиспользованные билеты».

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама