Фінанси

экспансия

Лизинг авто отбирает долю у традиционных кредитов для населения

Лизинг авто отбирает долю у традиционных кредитов для населения
Снижение автокредитования населения компенсируется ростом финансирования приобретения авто посредством лизинга
Фото: Капитал

Лизинговые компании, специализирующиеся на финансировании покупки автомобилей, меняют ориентацию своего бизнеса. Население становится более перспективным клиентом для финучреждений, чем бизнес.

Темпы прироста розницы в разы опережают корпоративное направление, следует из статистики участников ассоциации «Украинское объединение лизингодателей».

В первом полугодии 2013 г. по сравнению с январем-июнем прошлого года лизинговые компании увеличили финансирование населения на 28 %, тогда как корпоративный сектор показал рост лишь на 7 %. Сумма новых заключенных договоров с населением за отчетный период составила более 240 млн грн, а с предприятиями — около 615 млн грн.

В 2012 г. количество купленных в лизинг легковых автомобилей для частного пользования превысило показатель 2011 г. в четыре раза, а для корпоративного — лишь на 16 %. В прошлом году лизинговые компании профинансировали покупку почти 2,4 тыс. автомобилей для частных лиц и 5,5 тыс. — для бизнеса.

Автокредитование в 2013 г. несколько сократилось, говорит председатель правления Идея Банка Андрей Рязанцев. По его информации, в январе-августе банки профинансировали покупку 28 тыс. авто (–14 %), тогда как в прошлом году за то же время— 32,5 тыс. Наибольшим игроком стал UniCredit Bank, потеснив прошлогодних лидеров Креди Агриколь Банк и Идея Банк.

Приоритетное направление

Автомобильный лизинг в Украине появился в 2000‑х как услуга для корпоративных клиентов. Финансирование граждан для приобретения автомобилей до 2008 г. ограничивалось банковским кредитованием. В разгар кризиса, когда банковские займы стали менее доступными, на украинском авторынке активно начали развивать бизнес лизинговые компании, принадлежащие дилерским сетям. Они стали предоставлять средства населению на покупку транспортных средств.

Изменения в налогообложении, внедренные с 2011 г., после принятия нового Налогового кодексастали еще одним толчком для развития автолизинга среди физлиц. Например, больше не облагается налогом на добавленную стоимость комиссия (проценты), которые получает лизингодатель по договорам финансового лизинга. Ранее НДС не взимался только с комиссии, не превышающей 2 %-ю учетную ставку НБУ.

После изменений в законодательстве активно стали осваивать автолизинг для физлиц и лизинговые компании, принадлежащие банковским группам. Неспособность населения обслуживать дорогие кредиты вынудила банки передавать имущественные права на автомобили своим лизинговым структурам. По такому пути пошли ВиЭйБи Банк, создавший компанию ВиЭйБи Лизинг, РайффайзенБанк Аваль (Райффайзен Лизинг Аваль), ОТП Банк (ОТП Лизинг). На рынке лизинга сейчас представлено около десяти банковских групп.

На прошлой неделе о создании своей лизинговой компании «Идея Лизинг Украина» объявил Идея Банк, принадлежащий польской группе Getin Holding S. A. Свидетельство о регистрации «Идея Лизинг Украина» получила в январе. В июле компания уже заключила первые контракты, сообщил Андрей Рязанцев. «Мы планируем в 2014 г. профинансировать покупку автомобилей на 150‑250 млн грн. При необходимости готовы направить на развитие бизнеса и 1 млрд грн», — уточнил он.

По состоянию на 1 июля 2013 г. доля банковских лизинговых компаний увеличилась до 68 %, тогда как еще в 2010 г. она составляла 38 %, рассказывает исполнительный директор «Илта Лизинг» Александр Кощеев. Доля лизинговых компаний-производителей за этот период снизилась на 8 п. п. — до 28 %, доля независимых финкомпаний сократилась еще больше — на 26 п. п., до 12 %.

Основная борьба сосредоточена между кептивными компаниями: одна их часть принадлежит автопроизводителям или автодилерам, другая — банковским учреждениям. При этом последние имеют явное преимущество по сравнению с конкурентами — более дешевое финансирование.

Растущий рынок вынуждает лизинговые компании привлекать кредиты, поскольку собственных средств для финансирования крупных проектов им не хватает. Структурам, принадлежащим банковским группам, такие кредиты обходятся дешевле, чем конкурентам. К тому же, по словам Александра Кощеева, «банковские» лизинговые компании имеют возможность предоставлять физлицам более широкий перечень марок машин, чем лизинговые компании, принадлежащие автопроизводителю.

Кроме того, финансирование покупки автомобиля через лизинг существенно снижает риски финучреждений. С юридической точки зрения лизингодатели более защищены, нежели предоставляющие кредиты финучреждения, поскольку транспорт переходит в собственность клиента только после полного погашения задолженности перед лизинговой компанией. Срабатывает психологический фактор, при котором заемщик реже позволяет себе несвоевременно проплачивать долг, чем при банковском кредитовании, боясь сразу же потерять объект лизинга.

Предрекая выгоду

Уровень проникновения лизинга в автопродажи сегодня еще небольшой — менее 6 %. При этом бизнес покупает в лизинг около 30 % легковых автомобилей, население — только 1,25 %. Это позволяет участникам рынка строить амбициозные планы по наращиванию розничного бизнеса.

«В Украине потенциал рынка лизинга очень высокий. Эта услуга становится для украинцев более привычной, и ее значение как финансового инструмента будет расти», — подчеркнул глава правления Porsche Finance Group Йозеф Граф.

Учитывая, что частный авторынок в шесть-семь раз превышает корпоративный, Александр Кощеев прогнозирует: уже в ближайшие годы количество лизинговых машин, передаваемых клиентам-физлицам, превысит корпоративные лизинговые продажи.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама