Економіка

госзакупки

Счетная палата упрекнула Минэкономразвития в плохом контроле за госзакупками и рекомендовала внести изменения в порядок их проведения

Счетная палата упрекнула Минэкономразвития в плохом контроле за госзакупками и рекомендовала внести изменения в порядок их проведения
Глава Счетной палаты Роман Магута показал размер ущерба, который несет государство из-за нарушений в сфере госзакупок
Фото: УНИАН

Cчетная палата рекомендует Министерству экономического развития и торговли обязать участников госзакупок подавать справки от Госинспекции по контролю за ценами, подтверждающие, что предложенная участником цена соответствует среднерыночной. Об этом говорится в письме Счетной палаты на имя премьер-министра Николая Азарова (копия имеется в распоряжении «Капитала»).

Цель предлагаемого нововведения — сделать использование средств в сфере госзакупок более прозрачным и эффективным.

Убытки и нарушения

По данным Счетной палаты, в результате проведенных в 2011‑2012 гг. 45 контрольных мероприятий, в том числе относительно соблюдения заказчиками требований законодательства в сфере госзакупок, было выявлено нарушений на сумму 1,231 млрд грн.

«Нарушения носят системный характер, повторяются из года в год, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны МЭРТ как уполномоченного органа в сфере госзакупок», — говорится в письме Счетной палаты.

Согласно расчетам Службы безопасности Украины, которыми также располагает «Капитал», от 50 % до 75 % процедур госзакупок осуществляется с многочисленными нарушениями.

Из-за коррупционных схем в этой сфере размер ежегодных убытков госбюджета составляет 10‑15 %, или 35‑52,5 млрд грн, отмечено в выводах СБУ.

Одно из наиболее частых нарушений — закупка заказчиком товаров и услуг по завышенной стоимости.

Например, по данным СБУ, в феврале 2012 г. возбуждено уголовное дело по факту растраты Крымским центром профессионально-технического образования госслужбы занятости средств на сумму 20,3 млн грн путем закупки нежилых помещений в Симферополе на сумму 24 млн грн при их рыночной стоимости 3,7 млн грн.

Также СБУ сообщает о закупке в 2011 г. коммунальным предприятием «Международный аэропорт «Одесса» аккумуляторных батарей на сумму 2,952 млн грн вместо 300 тыс. грн. После вмешательства СБУ договор был расторгнут.

Двойственные мотивы

«Рекомендации Счетной палаты по введению контроля за ценами с помощью справок можно объяснить желанием государства отследить возможные убытки в случае завышения недобросовестными заказчиками стоимости госзакупки», — объясняет глава союза общественных организаций «Тендерная палата закупок за средства бюджетов всех уровней» Владислав Зубарь.

1,231 млрд гривен на такую сумму выявлено нарушений в сфере госзакупок в 2011-2012 гг.

Он также отметил, что в Украине сегодня не существует единой методики определения цены при госзакупках, тогда как в России уже с января 2014 г. вступит в силу закон, в котором прописаны методы определения начальной цены контракта закупки.

«Данные о ценах берутся в Государственной службе статистики, в Торгово-промышленной палате и на бирже», — говорит эксперт.

По мнению главы наблюдательного совета украинского офиса неправительственной международной организации Transperancy International Андрея Марусова, мотивов для введения такой схемы может быть два.

Первый, объективный, заключается в желании чиновников получить подтверждение того, что цена на торгах соответствует рыночной.

«Второй — коррупционный. Он допускает возобновление схемы 2010 г., когда вместо госинспекции работали независимые компании-оценщики, которые за определенную плату выдавали такие справки», — подчеркивает Андрей Марусов.

Безуспешный контроль

Попытку внедрить аналогичный механизм правительство предпринимало еще в апреле 2010 г. Тогда МЭРТ своим разъяснением обязал заказчиков требовать, а участников предоставлять справку от Госинспекции по контролю за ценами о соответствии цены закупки среднерыночной.

Требования министерства относительно предоставления такого документа были продиктованы еще и тем, что заказчики не имеют возможности проводить своими силами объективный мониторинг динамики изменений закупочных цен на рынке в целом.

Однако тогда идея не была реализована. Министерство приняло во внимание возникшие коррупционные риски и критику нововведений со стороны как участников, так и заказчиков госзакупок и спустя несколько недель после вступления этих норм в силу упразднило их.

Контроль за ценообразованием в сфере госзакупок с помощью справок не соответствует международным стандартам Европейского союза, сказано в письме Совета национальной безопасности и обороны относительно рекомендации Счетной палаты (копией располагает «Капитал»).

По мнению юристов СНБО, этот механизм ставит под угрозу подписание в 2013 г. соглашения об ассоциации и противоречит принципам и порядку осуществления госзакупок, предусмотренных соответствующим законом.

МЭРТ также выступило против этой идеи. В его письме к СНБО сказано: «Министерство не поддерживает внедрение механизма по контролю за ценами с помощью справок и не разрабатывает соответствующих нормативных актов».

Источник: Капитал
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама