Авто

часы

А теперь 
и с турбийоном

А теперь 
и с турбийоном

Самая близкая к автоспорту часовая мануфактура TAG Heuer в 2004 году презентовала уникальный концепт Monaco V4 с ременным приводом вместо хрестоматийной шестеренчатой передачи. Пять лет спустя швейцарцы запустили его в серию, а теперь и вовсе оснастили «четверку» уникальным турбийоном

Не верьте, когда говорят, что в гонках идет борьба с соперниками. Ничего подобного — в первую очередь каждый сражается со временем. А уж потом со всеми остальными — с собой, с собственными ангелами-хранителями, с законами физики, с конкурентами, с судьями. И даже с хронометристами. Энцо Феррари, и в молодости не отличавшийся добродушием, на закате лет превратился в злющего брюзгу, подозревавшего всех и вся в заговоре. Доставалось и секундантам, которых он обвинял в подтасовке результатов. И поводы для недовольства их работой у него имелись. Даже в самых серьезных гонках вроде этапов «Формулы-1» или 24 Heures du Mans то и дело случалась путаница, ибо скорости росли, участников становилось все больше, а человеческий фактор никто не отменял. Судьям все чаще приходилось обращаться непосредственно к командам (обычно параллельные замеры времени прохождения круга вели жены и подруги пилотов) чтобы разобраться, кто же на каком месте едет. Одним словом, автоспорт остро нуждался в автоматизированных системах тайминга. В 1971 году Комендаторе поручил своему новобранцу, пилоту Клею Регаццони из италоговорящего кантона Швейцарии Тичино, договориться о встрече с боссами часовых брендов. «Рега», к тому времени уже достаточно известный пилот, обратился напрямую к руководству Omega, Longines и Heuer, которые уже разрабатывали системы хронометража для Олимпийского комитета. 

Centigraph Le Mans

Руководство Omega сослалось на невозможность оперативного решения задачи, Longines объяснил отказ от сотрудничества занятостью другими проектами. Хотя вполне допустимо, что оба бренда просто не захотели связываться с вечно недовольным стариком и знатным скупердяем. А вот наследник Uhrenmanufaktur Heuer Джек Уильям Хойер заинтересовался задачей, которая в случае успешного решения сулила хорошие маркетинговые дивиденды. И являлась отличной встряской для его конструкторов, которым явно не хватало вызова. Ведь со времен презентации модели Heuer Microtimer, способной измерять время до 1 / 1000 секунды, компания из Сент-Имье ничего революционного более не представляла.

За 10 месяцев сотрудники Heuer создали систему тайминга Centigraph, своеобразный прообраз персонального компьютера, состоящий из электронных секундомеров, измерительного блока, клавиатуры и принтера. «Сентиграф» позволял с точностью до 1 / 1000 секунды фиксировать время прохождения круга одновременно 20 автомобилей. Система считалась полуавтоматической, но все, что требовалось от человека — лишь нажать для отсечки одного из четырех секундомеров кнопку, соответствующую тому или иному пилоту. Хронометр фиксировал результат и сразу начинал новый отсчет, а результаты измерения передавались на матричные принтеры наподобие современных кассовых аппаратов и распечатывались по мере поступления.

Феррари похвалил часовщиков за оперативность, но в итоге не заплатил ни лиры, объяснив свою легендарную жадность тем, что «этим мануфактурщикам должно быть известно, что в Ле Мане стартует не 20, а 46 автомобилей». Хотя, по словам Регаццони, первой реакцией Феррари на принесенный бухгалтером счет было: «Они должны гордиться уже тем, что имеют честь сотрудничать с величайшей командой мира».

Когда Клей озвучил угрозу швейцарцев отозвать обратно измерительную аппаратуру и обслуживающего ее хронометриста Жана Кампиша, которые уже вовсю работали на тестовой трассе Ferrari в Фиорано, Комендаторе благосклонного снизошел до разрешения разместить лого Heuer на болидах команды и комбинезонах пилотов. В итоге гонщики и стали первыми «лицами» бренда, регулярно демонстрируя на публике свой выбор — хронографы Heuer Monaco. Так некрасиво начавшееся сотрудничество продержалось тем не менее до 1980 года, когда с мешком живых денег на порог Ferrari пришел… Longines. И результаты команды, вместе с Heuer завоевавшей семь чемпионских титулов, тут же катастрофически упали. К тому времени секундант «Скудерии» Кампише стал весьма авторитетной фигурой в паддоке и получил прозвище Пианист. Не только потому что умудрялся работать одновременно на четырех «Сентиграфах», но и благодаря своим манерам. В отличие от вспыльчивых итальянцев, швейцарец, указывая судьям на ошибки официальных хронометристов и улучшая позиции пилотов Ferrari, не устраивал представлений. В результате он получил предложение возглавить систему хронометража всей «Формулы-1». Разумеется, вместе со всем своим выводком измерительной техники.

Хойер в своей автобиографии The Times of My Life признается, что именно приход в Ф-1, так удачно совпавший с резким ростом ее телеаудитории, и заложил основы глобализации семейного бренда. В итоге именно автогонки помогли его бизнесу не пойти ко дну: в 1985‑м марку спас от банкротства большой поклонник хронографов Monaco Мансур Ойех, владелец конгломерата TAG и акционер команды McLaren.

Название компании-благодетеля оказалось весьма пророческим: аббревиатура TAG расшифровывается как Techniques d’Avant Garde, что весьма точно отражает страсть часовщиков Heuer к изобретениям и авангардным решениям.

Monaco V4 Tourbillon

Ровно 10 лет назад TAG Heuer презентовал фантастический хронограф Monaco V4. Во-первых, это был первый за полуторавековую историю марки концептуальный проект. Во-вторых, автором V4 выступал не сотрудник компании, а привлеченный дизайнер и изобретатель Жан-Франсуа Рюшоннэ. Именно его революционные идеи по замене шестеренчатой передачи ременным приводом и легли в основу «четверки». Разумеется, скептики не оставили камня на камне от заявления о скором серийном выпуске хронографа. Мол, одно дело концепт-однодневка и совсем другое — коммерческая версия, которая должна бесперебойно тикать десятилетиями. Тем не менее швейцарцы одним им известным способом смогли добиться нужного запаса прочности от тонких как волос ребенка (0,07 мм) приводных ремней. V4 появился на прилавках в 2009 году, и с тех пор, по словам технического директора компании Ги Семона, продано уже более четырех сотен хронографов.

Новинка этого года — Monaco V4 Tourbillon была создана в честь десятилетия дебюта концепта V4. Уникальность модели — в синергии ременной трансмиссии и турбийона. Да не простого, а первого в мире с приводом миниатюрными ремнями. Благодаря этому ноу-хау компенсатор воздействия гравитации на точность хода механизма был избавлен от люфта оси и получил более плавное вращение. В качестве ротора автоматического завода применен крохотный вольфрамовый грузик, совершающий линейные движения вдоль пары стальных штанг и передающий энергию посредством линейной зубчатой передачи. Запас хода — 40 часов. Название V4 всячески обыгрывается в дизайне циферблата с ручной отделкой cotes de Geneve: в основе композиции две V-образных платины, на которые установлен квартет заводных барабанов на… подшипниках. Классический для Monaco квадратный (41х 41 мм) корпус выполнен из отполированного титана с черным карбидным покрытием. Лицевую сторону защищает скошенное по краям сапфировое стекло с двусторонним антибликовым покрытием. В тыльную крышку инсталлирован иллюминатор из сапфирового стекла, состоящий из трех секций-окошек, позволяющих любоваться устройством уникальной трансмиссии. Производитель гарантирует водонепроницаемость корпуса на уровне 5 атм(50 м). Ремешок с мягкой подкладкой и ручной прошивкой выполнен из кожи аллигатора, застежка — из черненного титана 5 класса. Всего будет выпущено 50 экземпляров V4 Tourbillon.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама