Технологии

е-коммерция

На растущем рынке продажи билетов через интернет преобладают частные игроки, близкие к чиновникам Мининфраструктуры

На растущем рынке продажи билетов через интернет преобладают частные игроки, близкие к чиновникам Мининфраструктуры
Фото: Капитал

За последний год продажи билетов через интернет выросли в разы. По данным «Укрзалізниці», только Приднепровская железная дорога за 10 месяцев продала 800 тыс. билетов через интернет — в 2 раза больше, чем в прошлом году.

С учетом этой тенденции общее количество заказанных и проданных в сети билетов в Украине к концу года может также вырасти вдвое и превысить 4 млн.

На каждом проданном билете соответствующие онлайн-сервисы зарабатывают от 6 до 8 грн. Некоторые сайты предусматривают плату за бронирование билета по интернету. Например, для e-kvytok.com.ua это 18 грн за каждое место. Таким образом, только на комиссии торговцы билетами ежегодно зарабатывают как минимум 24 млн грн.

Частные дела

Еще 5 лет назад купить или забронировать билет на поезд в сети можно было только через один сайт — e-kvytok.com.ua. Его владельцем является частное предприятие «Экспресс-2», среди основателей которого значится бывший чиновник «Укрзалізниці» Артем Лазня, а также две офшорные компании.

Ресурс занимал монопольное положение несколько лет, а затем появился первый конкурент — e-kvytok.ua. Этот сервис также принадлежит частной компании — «Э-системы». Весной 2012 г. «Укрзалізниця» решила продавать билеты самостоятельно и открыла сайт booking.uz.gov.ua.

Сайт оперируется Главным информационно-вычислительным центром (ГИВЦ), который разработал для него техническое решение. На данный момент это единственный государственный сайт, занимающийся продажей билетов через интернет. Кроме того, у него есть эксклюзивное право на продажу электронных билетов, содержащих QR-коды. Такие билеты не надо забирать в кассе — достаточно распечатать их на домашнем принтере. С момента внедрения услуги таких билетов было продано чуть более 300 тыс.

24 млн гривен может составлять ежегодная прибыль компаний, торгующих электронными билетами

В начале текущего года техническую платформу ГИВЦ начал использовать сайт uticket.ua. Его владелец также частная компания Argest Group. По данным Информационно-ресурсного центра, основателем Argest Group является Батищева Юлия Владимировна. На официальных сайтах Мининфраструктуры она указана как сотрудница.

Директор Argest Group Александр Семененко сообщил «Капиталу», что ему неизвестно о такого рода связях. «Укр­залізниця» является для Argest Group поставщиком билетного ресурса, у нас заключены соответствующие договоры с госпредприятием ГИВЦ», — сообщил он. Пресс-служба «Укрзалізниці» ответить вовремя на запрос «Капитала» не смогла.

Грандиозные планы темной лошадки

За год работы сервис uticket.ua и его партнеры заняли около 11 % рынка. По словам Семененко, в агентской сети Argest Group работает более 1500 компаний, некоторые из них являются генеральными агентами и управляют собственными агентскими сетями.

Это меньше, чем доля официального сервиса «Укрзалізниці», уверяет он. Однако точных данных о долях разных игроков нет. Помимо продажи ж / д билетов, компания развивает и другой транспортный проект — iBus. Это система автоматизации продажи билетов, которая изначально предназначалась для автобусных станций и автобусных перевозчиков.

«Но сейчас мы ведем работы по расширению возможностей, которые позволят пользоваться системой и авиакомпаниям, и железнодорожным перевозчикам. Как оказалось, на рынке это довольно востребованное решение», — рассказал Семененко.

В настоящее время системой пользуются как государственные предприятия автобусных станций (например «Киевпассервис»), а также находящиеся в частной собственности автотранспортные компании («Крымавтотранс», «Черни­говский ОПАС», «Николаевский ОПАС», «Одессаавтотранс» и некоторые другие). По словам Семененко, среди автобусных перевозчиков есть и небольшие компании и крупные. «Например, «Гюнсел» использует нашу систему», — сообщил он.

Отметим, что недавно Кабмин зарегистрировал разработанный Мин­инфра­структуры законопроект, предусматривающий использование электронных билетов в городском транспорте по всей Украине. Как сообщается в пояснительной записке к документу, точную стоимость этого проекта просчитать невозможно, так как каждый город имеет разную инфраструктуру.

В Тернополе и Львове, например, ориентировочный объем финансирования проекта составит 22,665 млн грн и 50 млн грн соответственно. Приблизительно половину этой суммы предлагается выделить из бюджета. О наличии у ГИВЦ собственных технических решений для организации такого проекта ничего не известно.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама