Технології

прогнозы

Без поддержки государства в городах с населением менее ста тысяч никогда не появятся ни новые цифровые кинозалы, ни большинство фильмов американского проката

Пленочные фильмы в этом году окончательно уйдут в прошлое. Warner Brothers — один из крупнейших мировых мейджоров — объявила, что начиная с релиза «Хоббита» (конец 2013 г.) прекращает работу с этим носителем, рассказывает директор дистрибьюторской компании «Аврора» Роман Мартыненко. По прогнозам мировых дистрибьюторов, к следующему году пленка вообще выйдет из оборота. Прокатчики спешат защитить свои авторские права — цифровая запись позволяет им отследить, сколько раз был показан фильм, где и когда. С пленкой это невозможно. Кроме того, «цифра» значительно упрощает дистрибьюцию — фильм можно передать в любой уголок земного шара по интернет-каналу.

«Цифра» за семь лет

«Капитал» выяснил, что большая часть модернизированных за время независимости Украины кинотеатров уже перешла на цифровой формат демонстрации фильмов.

Согласно данным компании «Киносвит Диджитал», сейчас около 70 % из 443 кинозалов оснащены соответствующими проекторами, год назад — 50 %, а в 2008 г. цифровых залов было всего три.

Крупнейшие сети завершат переоборудование в этом году. Председатель наблюдательного совета компании «Мультиплекс-Холдинг» (крупнейший игрок на рынке) Антон Пугач говорит, что до конца I квартала во всех наших 76 залах будут установлены цифровые проекторы.

«У нас всего 12 кинозалов, и уже половина из них цифровые. Уже к началу февраля дополнительно поставим еще четыре цифровых кинопроектора», — делится директор по планированию репертуара компании «Линия кино» Виктория Добровольская.

Высокий порог и быстрый взлет

Оснащение зала цифровым проектором — недешевое удовольствие, которое обходится примерно в $ 100 тыс. Но, раздобыв деньги на этот апгрейд, владельцы кинотеатров начинают значительно экономить. «Цена цифровой копии равняется стоимости хранилища памяти (жесткий диск, HDD) или стоимости передачи данных (передача фильма через интернет) плюс стоимость ключа. А за каждую фильмокопию на пленке следует отдать $ 1200‑2000, в зависимости от тиража», — рассказывает исполнительный директор Украинской Кино-Ассоциации Игорь Савиченко.

Следовательно, чтобы показать картину на пленке в 20 кинотеатрах, необходимо порядка $ 30 тыс., на то же в цифровом виде — $ 2 тыс. (20 HDD по $ 100 каждый). И на HDD потом можно записать новую ленту.

$109,4 млн составила касса украинского кинопроката в прошлом году — это порядка 20,4 млн билетов

Пленочных фильмов в кинотеатры поступает очень мало. «Поэтому фильмы на пленке могут стоять в прокате очень «долго и красиво», а в «цифре» — всего один-два сеанса, так как их намного больше», — поясняет Виктория Добровольская. Таким образом, в зависимости от предпочтения зрителей кинотеатры могут варьировать репертуар очень быстро и не крутить месяцами одно и то же.

«Кина не будет» в городах с населением менее 100 тыс.

Отказ мейджоров и соответственно кинодистрибьюторов от пленки поставит на колени небольшие однозальные кинотеатры. $ 100 тыс. на покупку нового проектора у них нет. Регионы в 2013 г. получали все меньше фильмов, а в этом году еще большинство кассовых цифровых картин туда не попадет. У крупных сетей тоже нет особого желания заходить в небольшие города.

Антон Пугач в недавнем интервью «Капиталу» рассказал, что современный кинотеатр может выживать и иметь перспективы возврата вложенных средств в ближайшем будущем, если продает хотя бы 200‑250 тыс. билетов в год. А украинец ходит в кино в среднем раз в год, а максимум — два раза. Вывод на основе таких подсчетов можно сделать следующий: для бизнесменов есть смысл открывать новые залы в городах с населением более 100 тыс. Остальные остаются за бортом, даже если часть их жителей платежеспособны и желают смотреть современное кино.

Этот вывод подтверждает статистика компании «Киносвит Диджитал». В Киевской области, где расположен самый крупный город в стране, на 100 тыс. жителей приходится 2,82 кинозала, а в регионах, где преобладает сельское население и нет крупных центров, этот показатель в десятки раз меньше: Закарпатская обл. — 0,16, Волынская обл. — 0,19, Винницкая обл. — 0,25. При этом рост количества залов в Украине практически прекратился и не превышает в последнее время 10 % в год.

Спасение в руках самих утопающих

Чтобы бизнес пошел в небольшие города, государство должно создать условия, отмечает Антон Пугач. В частности, позволить льготную приватизацию старых залов. Естественно, это не принесет большую моментальную прибыль городу, зато будет предметом местной гордости. Есть и другой вариант: город сам может оказывать поддержку местным коммунальным киношникам. В Виннице, например, есть три кинотеатра, только один из них в настоящее время оцифрован. «Наш кинотеатр скоро может получить такую аппаратуру — на днях прошла встреча с мэром города, который пообещал беспроцентный кредит на смену кинопроектора и оборудования зала (включая замену кресел)», — рассказала директор КП кинотеатр «Мир» Галина Боднар.

На окупаемость кинотеатров в регионах также влияет средняя цена билета. В Украине она по итогам года оставила $ 5,4. Сеанс в России стоит примерно на 40 % дороже. Но и рынок тамошний, по словам Пугача, в 12‑14 раз больше, так как региональная сеть более развита.

Поспособствовать развитию сети кинотеатров могло бы и украинское кино. Но направленные на его поддержку госпрограммы, пока очень расплывчатые и незначительные, не дают видимого результата. В проекте бюджета на 2014 г. на создание украинских фильмов предусмотрено 115 млн грн — на 31 млн грн меньше, чем в прошлом году. А запланированный объем президентских премий и грантов в этой сфере и вовсе мизерный — 0,5 млн грн. Поэтому надежда украинских прокатчиков — это по‑прежнему американское и российское кино.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама