Бізнес

транспорт

Авиакомпании уходят с рынка внутренних перевозок. Им невыгодно эксплуатировать парки самолетов

Авиакомпании уходят с рынка внутренних перевозок
Перевозчики не могут создать экономически эффективный авиапарк
Фото: Константин Мельницкий

Авиакомпании одна за другой отказываются от полетов по Украине. В 2013 г. внутренние регулярные рейсы прекратили шесть перевозчиков, сообщил «Капиталу» первый заместитель министра инфраструктуры Константин Ефименко. Среди них — «Хорс», «Південні авіалінії», «Центр ділової авіації», Wizz Air Ukraine, Air Onix, а также скандально известный «АероСвіт». «Кроме того, авиакомпания «Дніпроавіа» остановила выполнение внутренних полетов по ряду маршрутов, в частности, из аэропорта «Борисполь» во Львов, Одессу, Симферополь и Харьков», — добавил Ефименко. Вместо выбывших игроков на внутренние рейсы вышел только один — YanAir, сказано в сообщении Мининфраструктуры. Также расширил географию полетов по стране «ЮТэйр-Украина».

Причины разные, итог один

Авиакомпании уходили с рынка по разными причинам. После крушения самолета в феврале прошлого года Государственная авиационная служба приостановила работу оператора «Південні авіалінії». Air Onix, как уже писал «Капитал», эксплуатировал старый флот, что сопряжено с большими затратами на техническое обслуживание.

В итоге перевозчик задолжал хендлинговым службам, лизингодателям и своим сотрудникам. В конце декабря 2013 г. Мининфраструктуры и Госавиаслужба приостановили действие сертификата эксплуатанта авиакомпании.

На 7,5 % упал пассажиропоток на внутриукраинских авиамаршрутах в 2013 г.

Компания «Центр ділової авіа­ції» совершала основные полеты по маршруту Киев — Ужгород. По словам эксперта авиарынка Вячеслава Коновалова, это направление не пользовалось особой популярностью, и самолеты загружались максимум на 10‑15 мест, что явно было недостаточно для покрытия расходов на осуществление рейсов. Wizz Air Ukraine и «Хорс» ушли с направления Киев — Симферополь из‑за высокой конкуренции, заключает Коновалов.

Следует учитывать и то, что авиабилеты на внутриукраинские маршруты дороже, чем на альтернативные виды транспорта, обращает внимание коммерческий директор аэропорта «Львов» Вячеслав Чеглатонев.

Польза регионов

По данным Мининфраструктуры, в 2013 г было перевезено 2,4 млн человек, что на 7,5 % ниже показателей 2012 г. Одна из причин падения объемов перевозок — уход авиакомпаний. Свою роль также сыграло и перераспределение трансферного пассажиропотока, поясняет Константин Ефименко. Ранее «АероСвіт» собирал пассажиров из регионов под международные рейсы в «Борисполе». Но после января 2013 г., когда компания прекратила полеты, пассажиры из регионов стали чаще летать напрямую за границу из местных аэропортов.

Прогнозы

Падение пассажиропотока на внутриукраинских направлениях продолжится в текущем году, считает эксперт авиарынка, член наблюдательного совета «Украинской логистической ассоциации» Артур Винюков-Прощенко. По его словам, в парке большинства работающих на украинском рынке авиа­компаний находятся самолеты, рассчитанные на полеты протяженностью от 2,5 тыс. км, что превышает расстояние между любыми украинскими городами. «Использовать такие борты для полетов меньшей дальностью экономически неэффективно. Кроме того, количество кресел в таких самолетах превышает потенциальный спрос», — добавил эксперт. С ним согласился генеральный директор компании «Мастер-Авиа» (управляет аэропортом «Жуляны») Алексей Яковец. В частности, по его словам, авиакомпания «Хорс» оперирует самолетами MD-82 и MD-83 с пассажировместимостью 160‑180 человек. Эти суда экономически неэффективно привлекать для полетов внутри страны.

Увеличение внутреннего пассажиропотока возможно в случае отмены НДС на авиабилеты на внутренних рейсах (на международных НДС не взимается. — «Капитал»), а также снижения аэропортовых сборов и цен на услуги хендлинговых служб, уверен Вячеслав Коновалов. Напомним, бывший вице-премьер Борис Колесников заявлял о необходимости отмены НДС еще в конце 2012 г.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама