Інтереси

искусство

В Киеве открылась первая в Восточной Европе персональная выставка скандалиста от современного искусства Яна Фабра

В Киеве открылась первая в Восточной Европе персональная выставка скандалиста от современного искусства Яна Фабра
На первой в Восточной Европе персональной выставке Ян Фабр с помощью картин из насекомых рассказывает об ужасах бельгийской колонизации в Конго
Фото: Алексей Солодунов

В столичном Pinchuk­ArtCentre до 27 апреля проходит персональная выставка Яна Фабра. Отдельные произведения автора украинская публика уже видела. К примеру, в групповую выставку «Сексуальность и трансцендентность», которая проходила в PinchukArtCentre в 2010 году, попала инсталляция бельгийца «Фонтан мира» — автопортрет с оргазмирующим фаллосом. Нынешнюю выставку — первую в Восточной Европе масштабную сольную экспозицию художника — в столичном арт-центре готовили почти год. Генеральный директор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер, который дружит с Фабром более 20 лет и курировал несколько его проектов, в том числе и выставлявшийся на Венецианской биеннале в 2009 году, и заместитель Шнайдера Бйорн Гельдхоф отбирали произведения из двух свежих серий бельгийца.

Серию «Дань Бельгийскому Конго» художник начал в 2010 году, а «Дань Иерониму Босху в Конго» — в 2011‑м и продолжает их до сих пор: из 50 с лишним представленных в PinchukArtCentre произведений треть созданы специально для нынешней выставки. Работа над каждым произведением занимает несколько месяцев — художник создает картины по принципу мозаики из переливающихся зеленым, синим и золотым цветами надкрыльев жуков златок. «Я не убил ни одного жука», — оправдывается художник. Надкрылья он собирал в азиатских ресторанах, где блюда из насекомых есть в меню. А в качестве материала выбрал их за символизм. Во-первых, жук-скарабей с напоминающими драгоценный камень крыльями во фламандской живописной традиции, в том числе и у Иеронима Босха, к которому Фабр давно неравнодушен, обозначает переход от жизни к смерти. А во‑вторых, один из ареалов обитания златок — Республика Конго. С конца ХІХ века страна была колонией Бельгии, и именно этот эпизод из истории бельгиец выбрал в качестве центральной темы для двух своих серий.

На четвертом этаже Pinchuk­ArtCentre, где разместилась выставка Фабра, можно увидеть полную историю Конго времен бельгийской колонизации. Открывает экспозицию портрет Леопольда ІІ — короля Бельгии, который захватил Конго и обращался со страной и ее населением как с частной собственностью. Далее Фабр представляет зарисовки из тяжелой жизни рабов — избиение на плантациях, издевательство над детьми, плохо усваивающими западную науку, и прочие ужасы. Завершается выставка сюрреалистическими работами из серии «Дань Иерониму Босху в Конго». В них художник отходит от реализма и высказывается с помощью символов, вдохновленных самыми мрачными из произведений Босха — мастера XV‑XVI веков, знавшего толк в сарказме. На картинах Фабра рабы испражняются жемчугом, люди превращаются в змей, а шоколад и бриллианты становятся символами смерти.

Кроме масштабных картин из жуков, на выставке можно увидеть и десяток скульптур — человеческие черепа, отделанные блестящими надкрыльями все тех же златок и дополненные лезвиями, игральными картами, кнутами и мачете. Если картины о колонизации Конго еще не успели попасть на международные аукционы, то рассказывающие о той же теме черепа коллекционеры уже оценили. К примеру, в феврале 2012 года на лондонских торгах Christie’s скульптура «Божья птичка» ушла с молотка за $ 51 тыс. с превышением эстимейта почти в два раза.

Результаты торгов импрессионистами и модернистами

На первые в этом году крупные торги, прошедшие в Лондоне 4‑5 февраля и посвященные импрессионизму, модернизму и сюрреализму, Christie’s и Sotheby’s выставили больше, чем обычно, редких произведений искусства конца XIX — начала XX веков. В итоге продажа не появлявшихся на рынке последние 50 лет полотен Пикассо и Писсарро и ценных работ других классиков принесла рекордные результаты. Christie’s заработал за вечер 4 февраля $ 288 млн — больше, чем когда‑либо на вечерних торгах в Лондоне. Рекордной оказалась и выручка Sotheby’s — за два дня дом заработал $ 352 млн. Такие высокие результаты говорят о том, что арт-рынок вернулся на уровень докризисного 2008 года. Кроме того, больше половины проданных в Лондоне произведений оценивались в $ 1 млн и больше — именно этому ценовому сегменту эксперты предсказывают увеличение уровня продаж в ближайший год.

$56,7 млн
«Натюрморт 
с клетчатой 
скатертью», 
Хуан Грис

Картина стала самой дорогой из проданных на вечерних торгах Christie's и установила рекорд для произведений художника.

$32,1 млн
«Бульвар Монмартр, 
весеннее утро», 
Камиль Писсарро

Топ-лот вечерних торгов Sotheby's ушел с молотка с превышением эстимейта и установил рекорд для произведений художника.

$27,5 млн
«Человек в море», Винсент ван Гог

Полотно продалось на Sotheby's с превышением эстимейта почти в два раза и стало самым дорогим произведением автора, проданным на торгах в Лондоне.

$24,4 млн
«Сидящая женщина в турецком костюме», 
Пабло Пикассо

Полотно, не выставлявшееся на торги последние полвека, продалось на Christie's без превышения верхнего эстимейта.

$17,9 млн
«Композиция №2 с синим и желтым», Пит Мондриан

Картина, выставлявшаяся на торги впервые, ушла с молотка на аукционе Christie's с небольшим превышением нижнего эстимейта.

$17,4 млн
«Цветные 
цилиндры», 
Фернан Леже

Одно из самых важных произведений кубиста Фернана Леже продалось на Christie's со значительным превышением верхнего эстимейта.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама