Бизнес

перспективы

Новые технологии меняют автомобили быстрее, чем прогнозировали. Самоуправляемые машины могут появиться еще до конца десятилетия

Новые технологии меняют автомобили быстрее, чем прогнозировали. Самоуправляемые машины могут появиться еще до конца десятилетия

Корпорация Google — один из самых активных разработчиков самоуправляемых автомобилей. Два года назад, в 2012‑м, ее соучредитель и исполнительный директор Ларри Пейдж в одном из выступлений остановился на этих разработках и раскрыл некоторые детали. Он признался также, что флот машин-роботов компании к тому моменту автономно наездил по дорогам сотни тысяч километров, причем без особых происшествий. Единственная на то время авария с автоматическими машинами Google произошла по вине водителя соседнего автомобиля. Пейдж не назвал конкретных сроков запуска технологии на рынок. Но он обратился к родителям с маленькими детьми и сказал, что нет причин, по которым через десяток лет или около того их первыми учителями вождения и «автомобильными няньками» не смогут стать самоуправляемые машины. Судя по всему, автопром справится с задачей даже быстрее.

Самоуправляемые машины

В марте 2014 г. исполнится десять лет важнейшему событию в истории машин-роботов — это «Большой вызов», объявленный американским агентством перспективных оборонных исследований DARPA. Победителю автономного заезда по пустыне Мохаве обещали приз в миллион долларов. В 2004‑м ни одна из выставленных на гонку машин цели не достигла, но через год финалистов было уже пять. Победил робот Stanley команды Стэнфордского университета, выполненный на базе Volkswagen Touareg. Призовые деньги выделили военные, они же поставили стратегическую задачу — стимулировать проекты, целью которых станут системы управления для автомобилей, способные прокладывать дорогу без помощи человека.

В идеале к 2015 г. такой системой собирались оснастить треть всего наземного транспорта американской армии. Речь шла о способности автомобиля доставить груз из точки А в точку Б, а не колесить по дорогам, не выделяясь из потока обычных транспортных средств. Сейчас в США четыре штата уже легализовали самоуправляемые автомобили, несколько европейских стран рассматривают такую же возможность. У американского Управления по безопасности движения есть классификатор машин-роботов. В перечне — пять категорий.

Нулевая категория предусматривает постоянный полный контроль водителя над машиной, первая — автоматизацию некоторых органов управления, например наличие интеллектуального тормоза. Во второй категории автоматизированные системы, к примеру, адаптивный круиз-контроль и система удержания в полосе движения, могут обмениваться друг с другом информацией. Третья позволяет водителю полностью отдать управление компьютеру в отдельных ситуациях. А четвертая предполагает, что автомобилем управляет авто­пилот без присутствия человека в салоне.

Современные массовые модели давно освоили вторую категорию, а самые продвинутые претендуют даже на третью. Таким машинам можно доверить управление, но с оговоркой: на линейном маршруте по внутригородской или загородной магистрали в потоке, но без сложного руления. Навигационная система указывает направление и подсказывает конфигурацию дороги, за разметкой следят камеры и оптическое распознавание, радары отслеживают соседей. В итоге машина может держаться потока, корректировать курс, замедляться и ускоряться.

То же умеют автопилоты в серийных моделях Mercedes и Volvo. На выставке CES, прошедшей в январе в Лас-Вегасе (штат Невада — один из четырех, в которых самоуправляемые авто уже могут ездить по дорогам), к ним примкнули еще два производителя — Audi и BMW. Кроме автоматической езды по магистралям в потоке, современные машины умеют самостоятельно находить подходящий по размеру участок и парковаться. Самым сложным для них остается промежуток между магистралями и парковкой: небольшие улицы и перекрестки, сложный трафик и автостоянки. Эта часть менее предсказуема, требует дополнительных датчиков и продвинутых алгоритмов. Но прогресс идет с опережением планов, и машины могут стать полностью автоматическими уже до конца десятилетия.

Автомобили на связи

В конце января журналисты, анализирующие текущую документацию Европейского союза, обнаружили материалы об исследованиях в рамках программы сотрудничества полицейских сил. Кроме прочего, там упоминается проект системы дистанционного отключения двигателей машин. Программа пока исследовательская, потребуются годы, чтобы добраться до стадии реализации, не говоря об одобрении государствами — членами ЕС. Как ориентир для начала развертывания в документе указан 2020 г. Смысл программы в том, чтобы избавиться от необходимости гоняться за злоумышленниками на дорогах. Если полиции нужно остановить машину, ее идентифицируют и отправят ей специальный сигнал. Та заглохнет и откажется заводиться. Проект может быть полезен полиции, но вряд ли реально оснастить соответствующим оборудованием все эксплуатируемые автомобили, и злоумышленники просто начнут выбирать старые модели. Для столь массовой программы обязательно разработают метод взлома. Также никто не отменял возможность ошибок и ложных срабатываний.

В США тоже идут работы над созданием беспроводной связи между автомобилями, но другого рода. Система позволит соседям по потоку обмениваться информацией, чтобы предотвратить аварии из‑за невнимательности водителей. Это одна из самых распространенных причин столкновений. В современные машины уже устанавливают радары и датчики обнаружения помех в мертвых зонах. Осталось только научить их вычислять опасных соседей. И, если дело идет к столкновению, автоматически принимать меры: тормозить или уклоняться, пока их водители дописывают текстовое сообщение, помешивают кофе или любуются природой. Технологию, если по этому поводу будет принято позитивное решение, собираются внедрить уже к 2017 г.

Очки и часы для водителей

Большинство крупных автопроизводителей предлагают приложения для смартфонов, с помощью которых можно дистанционно проверить состояние машины. Самые продвинутые умеют управлять противоугонной системой или запускают двигатель. Теперь автопром планирует подружить с машинами «умные» очки и часы.

Исследовательские проекты, в которых фигурируют очки Google Glass, уже представили Hyundai, Kia и Mercedes. Как бы ни была хороша штатная навигационная система посреди приборной панели, на сложных развязках или перекрестках лучше следить за дорогой, а не дисплеем. Очки с подсказками меньше отвлекают. Они также могут провести водителя от двери до двери, проложить полный маршрут с остановками и календарными событиями. Функции «умных» часов, над интерфейсом к которым работают BMW и Mercedes, близки к приложениям для смартфонов: они отображают информацию о машине, статус замков, сообщения о неполадках и предупреждают о том, что пора заехать на СТО. Даже если разработки пойдут быстро и гладко, водителям смартфоны еще пригодятся — их собираются еще больше подружить с автомобилями.

Фабричные системы развлечений и навигации отстают от смартфонов и планшетов иногда на несколько поколений. К тому же их не заменяют весь срок службы автомобиля, а это многие годы, если не десятилетия. В лучшем случае обновляют прошивку и карты в памяти.

Как Apple, так и Google работают над тем, чтобы поселить iOS и Android прямо внутри машин. Обе системы обещают представить в 2014‑м на нескольких десятках моделей. Среди уже анонсированных — Honda Civic и Honda Fit с операционной системой iOS. Android со своими системами интегрируют Acura, Chevrolet, Ferrari, Mercedes, Nissan, Volvo и другие. Интерфейс в обоих случаях сохраняет знакомые черты, так что заново учиться не понадобится. Но его настроят для самых востребованных в машинах операций: навигации, проигрывания музыки и видео, управления звонками.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама